Безработица: иллюзии и реальность
Кыргызстан находится на пороге чрезвычайно ответственного периода своей истории, в преддверии важных политических событий, которые призваны и могут стать в известной мере определяющими его дальнейшее развитие, наметить, какой линии придерживаться впредь, на какие ориентиры держать курс.
Судьбоносность момента и высокую цену сегодняшнего времени в полной мере сознают и власть, и оппозиция. Об этом свидетельствует то, что в последней декаде октября президент А.Акаев обнародовал с интервалом в три дня два развернутых программных сообщения — выступление на заседании Совета безопасности по трем ключевым проблемам, характеризующим прошлое, настоящее, а главное, будущее страны, и ежегодное послание народу Кыргызстана. Оппозиция же, в свою очередь, объединяет силы, пытается решительнее заявлять о своем видении будущего страны.
О личных впечатлениях по поводу двух программных выступлений главы государства я рассказал в серии статей (“МСН” за 2, 3, 10, 17 ноября). Кратко резюмируя собственную оценку этих обозначающих, по замыслу президента, ориентиры важных выступлений, должен сказать, что ничего нового мы не услышали: пережевывание старого, всем давно известного, выдвижение рассчитанных на доверчивых простаков недосягаемых целей, невыполнимых задач, несбыточных желаний, кочующих из выступления в выступление, из послания в послание.
Возьмем, к примеру, такую основополагающую для преодоления бедности и вывода республики из экономического кризиса проблему, как повышение занятости населения. Редкое послание главы государства народу и парламенту не затрагивало этой темы.
Вот и 26 октября текущего года президент говорил: “Большим злом для общества остается безработица. При нынешних темпах роста экономически активного населения для постепенного сокращения безработицы необходимо ежегодно создавать 35–40 тысяч постоянных рабочих мест. Правительству нужно считать эту стратегическую цель одной из первоочередных”.
Годом раньше, в послании президента от 15 октября, отмечалось: “В числе основных критериев оценки эффективности работы местных государственных администраций, правительства должна быть занятость населения. Если мы обеспечим занятость, обеспечим возможность зарабатывать каждому кыргызстанцу, то проблема бедности будет решена”.
Не была обойдена вниманием эта тема и в послании от 15 ноября 2000 года. “В области занятости, — говорил тогда президент, — важной остается работа по созданию дополнительных рабочих мест. И в этом я вижу одну из возможностей снижения уровня бедности. В этих целях необходимо пересмотреть и активизировать разработанные ранее региональные и отраслевые программы по созданию рабочих мест.
Одними из эффективных мер на рынке труда являются обучение и переобучение безработных. В перспективе профессиональная подготовка и переподготовка станет одним из приоритетных направлений политики занятости, и порядка 25–30 процентов безработных смогут проходить переобучение”.
Однако, пожалуй, одним из самых оптимистичных и обнадеживающих в этом плане было послание от 29 сентября 1998 года. Тогда А.Акаев жизнеутверждающе заявил: “Разработана Национальная программа “Рынок труда и занятость населения в Кыргызской Республике на 1998–2000 годы и на период до 2005 года (“Эмгек”)”. Сегодня уже можно смело сказать, что в республике наблюдается устойчивая тенденция подъема уровня занятости во всех сферах экономики. Так, в 1998 году во всех отраслях экономики было занято 1689,3 тыс. человек, что на 2,7 процента превышает уровень 1996 года. Официальная безработица по итогам шести месяцев текущего года составляет 3,7 процента, это на 0,6 пункта ниже уровня 1996 года. Активная политика содействия занятости обеспечит в 1998 году создание дополнительных 23 тыс. рабочих мест. Созданы одиннадцать ассоциаций содействия занятости, которые в настоящее время функционируют в большинстве регионов”.
Как видим, недостатка в словах о стремлении главы государства повысить занятость населения и смягчить негативные последствия безработицы нет. Казалось бы, после этого правительство и органы госадминистраций на местах должны денно и нощно печься о создании новых постоянных рабочих мест. Ну а что же происходит в действительности? Сопоставим данные Нацстаткомитета.
В 1999 году во всех сферах экономики Кыргызстана были заняты 1764,3 тыс. человек, безработных было зарегистрировано 136,8 тыс., а вот официальный статус безработного имели 54,7 тыс. кыргызстанцев.
В 2003 году численность занятых достигала 1824,1 тыс. (рост в сравнении с уровнем 1999 года 3,4 процента), зарегистрированных безработных стало 180 тыс. (рост 31,6 процента), официальный статус безработного получили 57,4 тыс. (рост 4,9 процента).
Чрезвычайно важен и интересен и такой показатель. В 1999 году численность экономически неактивного населения трудоспособного возраста (исключая учащихся) составляла 504,7 тыс. человек (28,6 процента от числа занятых), а в 2003 году — 631,2 тыс. (34,6 процента). Иначе говоря, это люди трудоспособного возраста, которые нигде не работали, не учились, но и не были учтены как безработные. Несложно подсчитать, что ежегодно их число увеличивалось в среднем на 31,6 тыс. человек. Это означает, что если бы нашему правительству даже удавалось создавать ежегодно 35–40 тыс. новых рабочих мест, то на ликвидацию только лишь регистрируемой безработицы понадобилось бы в лучшем случае почти четверть века.
Теперь посмотрим, как же наблюдалась устойчивая тенденция подъема уровня занятости во всех сферах экономики, о чем смело говорил президент в послании 1998 года.
В 1994 году в промышленности и строительстве было занято 318,3 тыс. человек, в 1998 — 215,5, на транспорте и предприятиях связи соответственно — 84,5 и 73,8 тыс., в здравоохранении, физической культуре, сфере образования, социального обеспечения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания — 296,2 и 249,6 тыс. человек. Если это подъем, то что же тогда спад?
А вот что наблюдалось в последующие годы. В 1999 году в обрабатывающей промышленности трудилось 127 тыс. человек, в 2003 — 112,4 тыс., в здравоохранении и предоставлении социальных услуг соответственно 85,2 и 71,9 тыс., в горнодобывающей промышленности — 9,5 и 6,5 тыс.
Опять же чрезвычайно интересное сопоставление. В 1991 году в Кыргызстане во всех отраслях экономики было занято 1754,1 тыс. человек, а в 2000 — 1767,1 тыс. При этом в промышленности и строительстве соответственно — 465,7 и 202 тыс., в здравоохранении, физической культуре, социальном обеспечении, образовании, культуре и искусстве, науке — 337,6 и 252,4 тыс., в жилищно–коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания и др. — 71,1 и 29,2 тыс. То есть в отраслях, производящих товары и услуги, численность работников заметно уменьшилась, производство товаров и услуг — тоже, а вот что касается рулевых и командиров, аппарата органов управления, кредитования, страхования, пенсионного обеспечения и общественных объединений, то тут произошел столь же заметный рост — с 43,8 до 81,7 тыс. человек.
Обратимся к сельскому хозяйству. Тут тоже весьма интересные метаморфозы. Скажем, в 1991 году здесь трудилось, по статданным, 622,3 тыс. человек. а в 2000 — 938,2 тыс. Рост более чем в 1,5 раза. Что же касается производства сельхозпродукции, то тут рост значительно скромнее. Если принять валовой выпуск продукции сельского и лесного хозяйства в 1991 году за 100 процентов, то в 2000 году он составил 102,3. Проще говоря, производительность труда в сельском хозяйстве упала за десятилетие почти в полтора раза. А при современном уровне технической оснащенности и энерговооруженности агросектора было бы наивно думать, что за последние четыре года в этой сфере произошли заметные подвижки.
В этой ситуации, думаю, вполне уместен вопрос: если президент страны убежден, что, обучаясь на ходу искусству мореходства, он твердо держал руль и уверенно вел государственный корабль к намеченной цели, о чем он говорил в своем послании народу Кыргызстана 26 октября сего года, то не мог бы он поподробнее объяснить, что же это за высокая цель и сколько всем нам потребуется десятилетий для ее достижения?
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/8618/