1.На кого все это рассчитано?
СМИ республики достаточно подробно осветили итоги заседания Совета безопасности Кыргызстана от 23 октября. Пожалуй, впервые за все годы существования этой серьезной организации его участники рассматривали такие фундаментальные вопросы нормального существования государства.
Весьма симптоматично признание президента А.Акаева, ведшего заседание, в том, что задание прошлогоднего Совбеза провалено по всем основным статьям.
Полагаю, нелишне вспомнить, что на заседании Совбеза 18 октября 2003 г. А.Акаев, как сообщала правительственная “Слово Кыргызстана”, “прямо заявил, что ситуация в стране на пороге зимы кризисная, решение Совета безопасности от 31 марта этого года сорвано в регионах. Делом губернаторской чести было его выполнить, а вышло все с точностью до наоборот. В стране существует огромная дебиторская задолженность по платежам за электричество — 2 млрд. 550 млн. сомов. Приоритетная задача, поставленная главой государства на 2003 год, местными администрациями не выполнена, практически все уподобились известной героине басни Крылова, которая “лето красное пропела”, а теперь разводят руками и констатируют чрезвычайную ситуацию”.
На том заседании президент поставил три ключевые задачи: вернуть долги, снизить потери электроэнергии, гарантировать людям тепло.
А теперь посмотрим, как были выполнены эти задачи. По словам президента страны, в прошлом году снижение дебиторской задолженности произошло только в столице. В остальных регионах наблюдался значительный ее рост. И это при том, что по данной статье было списано долгов на 756 млн. сомов.
Правда, законность и правомочность этого списания вызывали у специальной комиссии Собрания народных представителей ЖК серьезные сомнения. Эта комиссия была создана в начале текущего года для изучения того, как соблюдается компаниями топливно–энергетического комплекса законодательство о выработке, транспортировке и реализации электроэнергии и газа.
Ситуация сегодня такова, что даже при 100–процентном сборе дебиторской задолженности распределительные компании “Северэлектро”, “Востокэлектро”, “Ошэлектро” и “Жалалабадэлектро” не смогут погасить в полном объеме основную задолженность перед ОАО “Электрические станции” и “Национальные электрические сети Кыргызстана”, поскольку сумма общей кредиторской задолженности чуть ли не на 1,7 млрд. сомов превышает дебиторскую. Но ведь еще более 9 лет назад, выступая на заседании правительства 27 июня 1995 г., Акаев отмечал: “Дебиторская задолженность в республике сплошь и рядом искусственная. И создается она для того, чтобы нажиться руководителям или соответствующей группе людей. И с этим ни финансовая, ни налоговая инспекции, ни правоохранительные органы не могут никак справиться. Я считаю, что мы просто обязаны выявить все счета предприятий. Как внутри республики, так и за ее пределами. Для этого нужно привлечь и ГКНБ и МВД. Если понадобится, то для сбора налогов можно применить и ОМОН, как это делается в отдельных странах. Здесь нужны полицейские методы, потому что все остальные не срабатывают”.
В том же выступлении Акаев отмечал, что проблема неплатежей находится на грани критической черты. Дебиторская задолженность превысила 3,4 млрд. сомов. Как же отразилось на решении данной проблемы привлечение ГКНБ и МВД? А вот как. На 1 января 1999 года дебиторская задолженность выросла до 7 млрд. сомов, а к 1 января 2004 — до 24,7 млрд.
Теперь перейдем ко второй задаче. Совбез поручал сократить общие потери электроэнергии до 30 процентов, в реальности же в 2003 году они составили 36,4 процента. Иными словами, из выработанных за год, согласно статданным, 13978 млн. кВт.ч. 5088 млн. профуканы, из них 2209 млн. кВт.ч. пущены буквально на ветер, поскольку приходятся на так называемые технические потери.
Ну а что касается гарантированного обеспечения теплом, об этом лучше судить гражданам Кыргызстана самим. Благо в минувшем сезоне и зимы–то практически не было.
При дроблении АО “Кыргызэнерго” на семь акционерных компаний реформаторы убеждали, что данная реструктуризация позволит повысить эффективность управления, появится здоровая конкуренция, упростится и ужесточится сбор платы с потребителей тепло– и электроэнергии, разукрупнение энергохолдинга сделает его более привлекательным для зарубежных инвесторов. Словом, уверяли авторы программы разукрупнения, от реорганизации кыргызстанской энергетики выиграют все — отрасль, предприятия, население, экономика страны в целом.
Прошедшие три года опрокинули радужные надежды и доказали правоту тех, кто выступал против расчленения “Кыргызэнерго”, кто доказывал, что делать это преждевременно. В республике не был сформирован к тому времени цивилизованный энергетический рынок, не были урегулированы финансовые отношения между компаниями, правительство не было готово эффективно управлять государственным пакетом акций во вновь созданных компаниях.
В очередной раз Кыргызстан оказался заложником безответственных экспериментаторов из МВФ и пляшущего под их дудку руководства страны.
В одном из интервью начальник центра развития и производственно–технического управления ОАО “Национальная электросеть” М.Иманов признавал, что реструктуризация АО “Кыргызэнерго” была проведена под нажимом мировых доноров, на западный манер и в условиях большой спешки. В ходе раздела в одночасье не стало единого управления. Возникла чехарда с неплатежами, хаос из–за отсутствия согласованных действий.
Дробление АО “Кыргызэнерго” произошло 1 октября 2001 года, а 26 декабря 2002 года премьер–министр Н.Танаев в отчете перед депутатами Законодательного собрания ЖК вынужден был признать, что реорганизация энергетического сектора ожидаемых результатов не принесла. Но что толку от этого признания, если уже было наломано изрядно дров, время упущено, а болезнь зашла слишком глубоко.
В том же отчете перед парламентариями премьер говорил, что потери электроэнергии в “Северэлектро” и “Ошэлектро” составили около 34 и 42 процентов. Правительство долго и терпеливо старалось помочь двум этим компаниям, делился премьер, однако воз и ныне там. Мы не можем дальше терпеть эту бесхозяйственность и намерены серьезно вмешаться в дела компаний.
Ну и как, возникает вопрос, вмешались серьезно и если да, то каков результат этого вмешательства? Или все ограничились привычными пустопорожними угрозами и очередным протоколом намерений.
Кто скажет, сколько таких легковесных, ни к чему не обязывающих и ничего не значащих заявлений было на сравнительно коротком премьерском веку Танаева?
В связи с вышесказанным тут вот какие сомнения возникают. Но прежде заметим, что взамен трем успешно проваленным на предстоящий год задачам наш президент выдвигает новые неотложные четыре.
Во–первых, уже в 2005 году следует довести до логического конца структурные преобразования в энергетическом секторе. Это, по словам Акаева, задача из задач. Правительству, руководителям энергокомпаний необходимо осуществить неотложные меры для выполнения этой жизненно важной задачи.
Отвлечемся пока от остальных трех задач и зададимся вопросом: до какого же логического конца глава государства требует довести структурные преобразования в энергетическом секторе? Напомню, еще в мае 2001 года председатель парламентского Комитета по стратегическому развитию промышленности и предпринимательства Собрания народных представителей ЖК Джаныш Рустенбеков выступил с развернутым сообщением по вопросу “Отчет правительства КР о результатах I и II этапов программы разгосударствления и приватизации АО “Кыргызэнерго”.
Если обобщить положения того сообщения, то можно констатировать, что в нарушение (наберись читатель терпения) Указа президента страны N 8 от 5 января 1997 года “О совершенствовании системы управления энергетической отраслью”, законов республики о разгосударствлении и приватизации государственной собственности, о Фонде госимущества, об энергетике, об электроэнергетике, о хозяйственных товариществах, о госрегистрации юридических лиц, о нормативно–правовых актах республики, о рынке ценных бумаг, о лицензировании, о правительстве республики, первой части Гражданского кодекса, правительство страны фактически осуществило разгосударствление и приватизировало государственное предприятие “Кыргызэнергохолдинг” без утверждения палатами Жогорку Кенеша Программы разгосударствления и приватизации кыргызской государственной акционерной холдинговой компании “Кыргызэнергохолдинг”.
И далее Рустенбеков говорил: “Запудрив мозги народу, члены правительства сами себя избирают в советы директоров. Сами себе дают удовлетворительную оценку результатов деятельности и определяют вознаграждения. Сами себя ругают на заседаниях правительства, а после заседаний удовлетворительно похлопывают друг друга по плечу. Но как только депутат Жогорку Кенеша потребует восстановить законность и справедливость, то тут же срабатывает инстинкт самосохранения и принцип круговой поруки: “Один за всех и все на одного”.
До тех пор, пока в советах директоров незаконно, повторяю, незаконно, будут находиться представители правительства, не будут работать рыночные механизмы, никогда не придут реальные иностранные инвесторы. Всегда будет возможность, как говорит народ, “скрысятничать” от государственной казны. Всегда будут приходить авантюристы, чтобы в сговоре с отдельными руководителями урвать “жирные куски” из государственной казны, урвать от народа”.
Думаю, не без серьезных оснований некоторые далеко не самые глупые и отнюдь не равнодушные к судьбам Кыргызстана и его народа люди предупреждают, что на дальнейшей приватизации энергетического сектора настаивают персоны небескорыстные, лично заинтересованные в ослаблении государственного контроля над выработкой, распределением и продажей электроэнергии. Ради собственной выгоды они готовы поставить под угрозу энергетическую и экономическую безопасность страны.
Вновь, как и год назад, глава государства поставил задачу довести уровень технических и коммерческих потерь электроэнергии до 30 процентов ко второй половине 2005 года.
Не хотел бы оказаться незадачливым оракулом, но боюсь, что задача эта изначально невыполнима. И вот почему. Во–первых, хотя, согласно официальной версии, уровень бедности в республике неуклонно и довольно заметно снижается, все же, думаю, величина доходов большинства населения не позволит значительной массе кыргызстанцев платить в полной мере за потребляемые электроэнергию, газ и тепло. А если еще учесть то, что уровень добросовестности и сознательности среди наших чиновников из государственных структур управления и средних бизнесменов не позволяет им сполна платить по энергетическим счетам, то вряд ли удастся резко сократить коммерческие потери.
А во–вторых, дела с потерями техническими обстоят еще хуже. При наших устаревших трансформаторных подстанциях, состоянии линий электропередачи, допотопных преобразователях и распределителях электроэнергии на всех стадиях ее транспортировки до потребителей сверхнормативные технические потери неизбежны. И они будут разве что возрастать, но никак не уменьшаться.
Кстати, всплеск активности правоохранительных и административных органов по выбиванию долгов за потребленную электроэнергию, который мы наблюдали нынешним летом, достиг, как мне кажется, своего пика. Заполучить больше можно разве что только от богатых неплательщиков. Большинство же населения платит уже на пределе своих возможностей. Тут может получиться, как с той коровой, которую бесконечно доили в расчете получить от нее больше молока. В результате пошло не молоко, а кровь.
Нельзя бесконечно доить доведенное до нищеты население. Это, во–первых. А во–вторых, нельзя бесконечно силовыми методами выколачивать долги. В конечном счете, силовые структуры созданы не для этого. Им, дай Бог, со своими прямыми обязанностями справиться бы должным образом. А платить по счетам полностью, самостоятельно и добровольно многие наши граждане попросту не привыкли и не умеют.
В связи с этим хочу спросить: на кого рассчитаны внешне жесткие и гневные филиппики президента Акаева, эти многочисленные безукоризненные с точки зрения злобы дня, но изначально утопические и недостижимые задачи?
В уже упоминавшемся мною выступлении на заседании правительства Акаев, бывший тогда более трезвомыслящим, самокритичным, поучал членов правительства: “Говорить о том, что в сравнении с прошлым годом у нас есть какие–то сдвиги и успехи, я бы не решился. В свое время здесь, в этом зале, многие члены правительства ратовали за план–максимум: мол, мы все просчитали, никаких ресурсов не нужно, никаких кредитов не требуется, мол, мы сможем реализовать план–максимум и выдать ВВП в объеме 20 млрд. сомов. Как вы помните, я настаивал на плане–минимуме. Теперь мы видим, что и он (план–минимум) выполняется на 70–80 процентов, и то с приписками, вероятно. Поэтому прежде чем начинать реализовывать планы, нужно научиться хотя бы считать. Считать свои ресурсы, свои возможности”.
Как показывает практика, считать в нашем правительстве и в окружении президента не научились до сих пор.
Лично я за всей этой показушной видимостью требовательности и деловитости, неусыпной заботы о делах государства вижу стиль работы, давно укоренившийся в администрации президента и аппарате правительства — обилие общих слов, благих намерений и пожеланий, постоянные угрозы применения кардинальных мер при крайней ограниченности и незначительности решительных шагов и конкретных действий.
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/8412/