Вне закона
Комментарий «Интерньюс–Кыргызстан» к постановлению № 29 от 29.09.2004 года Государственного департамента по антимонопольной политике при Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Кыргызской Республики.
08.10.2004 года в газете “Суббота “МСН” было опубликовано постановление Государственного департамента по антимонопольной политике при Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Кыргызской Республики (далее антимонопольный комитет) “О результатах проверки ОсОО “МСН” и ОсОО “Редакция газеты “Адвокат” по обращению ряда СМИ в части недобросовестной конкуренции.
Коллегия антимонопольного комитета постановила, что ОсОО “МСН” и ОсОО “Адвокат” преднамеренно реализовывали газету “МСН” по цене ниже себестоимости и данными действиями дестабилизировали рынок и нанесли ущерб другим печатным изданиям. Таким образом, был установлен факт монополистической деятельности и ограничение конкуренции.
Однако ни в описательной, ни в резолютивной части постановления нет ссылок ни на один нормативно–правовой акт (закон, положение и т.д.), который регулирует отношения, связанные с развитием в Кыргызской Республике конкуренции на товарном рынке и ограничением монополистической деятельности. Фактически данное постановление не было основано на законодательстве Кыргызской Республики.
В связи с этим мы хотели бы дать свою правовую оценку решению коллегии Департамента по антимонопольной политике при Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Кыргызской Республики.
Основанием для признания хозяйствующего субъекта как лица, осуществляющего хозяйствующую деятельность в качестве субъекта, “занимающего доминирующее положение”, является Закон Кыргызской Республики от 15 апреля 1994 года “Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции”, в частности, в статье 4 которого определены следующие понятия:
— “монополистическая деятельность” — противоречащие Закону “Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции” действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке или экономической зависимостью контрагентов и наносящие ущерб общественным интересам, интересам других хозяйствующих субъектов и потребителей товаров;
— “доминирующее положение” — исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, если его доля на соответствующем товарном рынке определенного товара превышает 35 процентов или предельную величину, ежегодно устанавливаемую государственным антимонопольным органом Кыргызской Республики.
В постановлении антимонопольного комитета не ясно, каким образом определен статус газеты “МСН” как доминирующего предприятия по выпуску печатных изданий в КР. В то время как именно этот критерий является определяющим для “рыночного монополиста”, который устанавливает монопольно низкие цены товара.
Согласно Методическим рекомендациям по выявлению монопольных цен, утвержденным постановлением Национальной комиссии по защите и развитию конкуренции при Президенте Кыргызской Республики от 20 июля 1999 года
N 69–НК, которые разработаны в соответствии с Законом Кыргызской Республики “Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции”, определено, что:
— монопольно низкой является цена товара, которая устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, и которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и существенно ограничивает конкуренцию на рынке данного товара.
Согласно вышеназванному определению, газета “МСН” однозначно должна быть хозяйствующим субъектом, “занимающим доминирующее положение”. В то время как даже примерные расчеты объемов тиража газеты и их сравнение с долей остальных печатных изданий на товарном рынке КР показывают обратное.
Ежемесячные тиражи наиболее крупных печатных изданий
Эти расчеты произведены согласно выходным данным.
Как видно из постановления антимонопольного комитета, заявители обратились на действия газеты “МСН” в части недобросовестной конкуренции, но деятельность газеты “МСН” не подпадает под признаки недобросовестной конкуренции, изложенные в статье 5 закона.
Согласно статье 5 закона, не допускается недобросовестная конкуренция в том числе:
— распространение ложных, неточных сведений (представление точных сведений в ложном свете), способных нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта;
— введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа и места изготовления, свойств, пригодности к применению или качества товаров;
— самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, самовольное копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров других хозяйствующих субъектов;
— реклама товаров, не отвечающих требованиям качества;
— самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно–технической, производственной или торговой информации;
— действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение (путаницу) в отношении предприятия, товаров либо промышленной или торговой деятельности конкурента.
На наш взгляд, данное постановление подавляет развитие рыночных отношений, создает барьер для деятельности частнопредпринимательских структур в сфере СМИ, уничтожает конкуренцию. В условиях свободной конкуренции снижение цен товара ниже его себестоимости является средством закрепления на рынке и повышения спроса на свою продукцию.
В связи с этим, считаем, что данное постановление не основано на действующем антимонопольном законодательстве.
«Интерньюс — Кыргызстан».
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/8263/