Время пошло…
Год социальной мобилизации и добросовестного управления приносит свои первые “плоды”. Потому что созрели — вчера было рано, завтра будет поздно, а сегодня — в самый раз. И понеслось…
По сообщению АКИpress, “Генеральной прокуратурой к уголовной ответственности привлечены 284 должностных лица за злоупотребление должностным положением и взяточничеством. В числе привлеченных к ответственности за должностные преступления около 80 служащих органов местного самоуправления”.
Воруют–с. И кто? Генпрокуратурой расследовано уголовное дело в отношении бывшего губернатора Иссык–Кульской области Э. Анапияева по факту незаконного использования бюджетных средств. “Принятыми мерами на сегодняшний день возвращено 2,3 млн. сомов, незаконно отвлеченных из средств Фонда социального развития области”. Надо полагать, Анапияев, до настоящего времени занимающий должность спецпредставителя по курортам и пансионатам в ранге министра, выложил денежки из своего кармана? Или из чьего–то еще?
А ведь все помнят историю с возведением при губернаторе Анапияеве “триумфальной арки” при въезде в область — помпезного, дорогостоящего и никому не нужного сооружения. Почему уже тогда никто из высоких властей не приструнил не в меру амбициозного хозяйственника? Чего ждали? А ждали от него неукоснительного исполнения очередных заказов, которые незамедлительно последовали.
Скажем, строительство в Семеновском ущелье горно–лыжной базы. Из интервью Анапияева изданию “Аргументы и Факты — Кыргызстан”: “Идея принадлежит Аскару Акаевичу. Это он высказал предложение использовать великолепные снежные склоны для развития зимнего туризма. Мы решили реализовать эту идею. Для строительства лыжной базы предложили три места. Президент, ознакомившись, остановил свой выбор именно на этом варианте (местечко Беш–Карагай, Семеновское ущелье. —
Г. К.). Решающим было наличие подъезда. На строительство мы, совместно с Иссык–Кульской райгосадминистрацией, выделили около 500000 сомов”.
Ну а дальше как по накатанной дорожке… Открытие базы “вылилось в настоящее народное гуляние с участием Президента. Аскар Акаев первым опробовал трассу. Ему понравилось, и он несколько раз поднялся по канатке, чтобы пролететь вниз по склонам”. А теперь со свистом летит верный служка Эмильбек Анапияев. И если в сумму незаконно использованных бюджетных средств не включены расходы на эту горно–лыжную базу, то и их надо иметь в виду. Хотя бы потому, что эти средства не были заложены в годовой бюджет области и района. Тогда откуда они взялись?
Но почему все–таки Анапияев? Только потому, что оказался в нужном месте, в нужный час? И не нужен больше Семье? И не говорите мне, что Генпрокуратура работает строго по плану. Скорее, “по расписанию”. Никто бы из правоохранительных органов не притронулся к этому Анапияеву, не будь на то монаршей воли. У нас по–другому просто не бывает. ОН сдал, они приняли.
Если уж касаться вообще горнолыжных дел, то нелишне напомнить о еще одной базе — “ЗИЛ”, которая была передана в аренду фирме “Сулана”, зарегистрированной буквально за пару месяцев до сделки. И предложившей, по словам председателя Госкомимущества Равшана Жеенбекова, 100 тысяч долларов?! Это при уставном–то капитале 50 тысяч сомов. Как выяснилось, никаких подтверждающих документов о выделенных или выделяемых 100 тысячах долларов у Госкомимущества нет. Еще в прошлом году в газете “Моя столица” мы поинтересовались, каким образом не самый пустячный объект перешел в руки совсем неизвестной фирме? Уж не Семья ли за этим стоит? И получили по полной программе — судебные разбирательства с Госкомимущества и судебные взыскания с газеты. А ведь Год “добросовестного управления” еще только набирает силу. Может, кого и из Госкомимущества сдадут. Как сдали уже У. Абдынасырова — председателя Госкомиссии по рынку ценных бумаг, обвиненного в халатности и злоупотреблении должностным положением.
Кроме того, “Генеральная прокуратура намерена дать принципиальную правовую оценку действиям должностных лиц Национального банка, допустивших халатное отношение к выполнению служебных обязанностей, повлекшим потери депозитов и кредитов республики, а также вкладов граждан в обанкротившихся банках”.
Об ответственности Нацбанка за все это массовое безобразие наша газета писала не раз и не два. Или лишь теперь под председателем Нацбанка Уланом Сарбановым закачалось кресло. К чему бы это? Кому выгодно, возможно, его поменять? И в этом случае, как и в связанном с экс–губернатором Анапияевым, мы истинной причины не узнаем. Ведь ОНИ там, наверху, способны только бросать кости народу, но никогда не признаются, что за этим кроется. Нарушение принципа личной преданности или кто–то за место предложил больше? Потому что даже в правительственных и семейном изданиях о купле–продаже должностей пишут совершенно открыто. Видимо, здесь к месту подошла крылатая фраза самого президента, что коррупция у нас дотянулась до седьмого этажа “Белого дома”. Кто бы сомневался…
Но, как всегда, кампания по “отстрелу” происходит выборочно, можно даже сказать, адресно. Вот именно, “по расписанию”.
Так, оглашено: “Генпрокуратурой расследуется уголовное дело в отношении высшего офицерского состава Пограничной службы по факту незаконного использования бюджетных средств при госзакупках. По постановлению следователя отстранены от занимаемых должностей начальники управления тылом, вооружения, вещевой службы. Им предъявлены обвинения в должностных злоупотреблениях…”.
“Службой национальной безопасности к уголовной ответственности привлечены руководители ГНИ по Ленинскому району, которые произвели махинации с документами по налоговым поступлениям приближенной компании…”
“Главным следственным управлением МВД за контрабанду и злоупотребление должностным положением привлекаются инспекторы Нарынской таможни…”
“Генпрокурор М. Абдылдаев сообщает, что в результате незаконных действий и попустительства должностных лиц рыбной инспекции Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности только за 2002 год было выдано разрешений на добычу в озерах Иссык–Куль и Сон–Куль сверх квоты более 50 тонн особо ценных пород рыбы…”
Почувствуйте размах борьбы и ее географию: налоговики, таможенники, банкиры, экс–губернатор, председатель Нацкомиссии. И все в одном “флаконе” “добросовестного управления” — как линия нынешней власти. Однако при ближайшем рассмотрении этот “список” отдает той самой пресловутой кампанейщиной. Что не ново и абсолютно предсказуемо. В последний год перед главными выборами властям надо что–то делать, ибо социальная критическая масса на пределе. Того и гляди взорвется. И сие надо опередить, развернув борьбу с… С чем? Коррупцией? Неугодными? С тем, что может поправить имидж властей? Похоже, и с тем, и с другим, и с третьим. Как итог многолетней спячки. А жена толкает в бок: просыпайся уже, а то сметут, власть и так из–под ног уходит…
А еще при внимательном рассмотрении этого “списка” в глаза бросается отсутствие каких–либо телодвижений в отношении бюджетообразующих отраслей, от чего и только благодаря чему можно “сбить” социальное напряжение через налоговые поступления. Почему–то коррупция у нас рассматривается лишь на уровне отдельных чиновников, но не принимается во внимание целая коррупционная система, коей, например, опутано производство и реализация алкоголя.
По официальным данным (сообщение Комитета по доходам при Минфине), в 2003 году поступление всех налогов в бюджет республики от реализации алкогольной продукции составило 579,9 миллиона сомов (8,2 процента вообще от всех налоговых поступлений). Между тем производство алкоголя за последние годы увеличилось минимум в три раза. А поступление налогов все на уровне 500 миллионов сомов. Так куда же уходит, простите, разница? В чей карман? Именно об этом мы не раз писали на страницах газеты “Моя столица”. И получили соответствующую реакцию — многочисленные судебные разбирательства и в конце концов банкротство.
То же и с ГСМ. Мы подробно приводили схему увода от налогов бензина через СЭЗ “Каракол” или авиакеросина через СЭЗ “Бишкек”. А также рассказали о нынешнем бензиновом монополисте, приближенном к Семье. Но за алкоголь и за бензин Семья держится крепко. И при нынешней власти ни за что эти стратегические продукты из рук не выпустит. И никто в этих сферах никого разоблачать не будет. Потому что где Семья, там и верхние этажи “Белого дома”.
Словом, гражданам можно не обольщаться насчет борьбы с коррупцией и “добросовестного управления”. Можно сколько угодно гадать, почему попал в немилость тот или иной из числа давно проштрафившихся крупных чиновников, но по–прежнему крепкой останется сама цитадель, на которой держится авторитарное (Семейное) правление. Кого надо, оставят, кого надо — выкинут. Только и всего. И только ради этого, ради некоторой шумихи, чтобы спустить пар, и происходят время от времени “чистки” рядов, подобные нынешней. Чтобы “ряды” помнили, кому они служат и с чьей ладони кормятся.
И под занавес. “Генпрокуратурой завершена проверка законности изъятия части земельного участка Кыргызского государственного института физкультуры и спорта, находящегося в собственности столицы. Настораживает, что изъятие было произведено с нарушением всех норм Земельного кодекса, да еще и для возведения жилого дома супруги ректора института Мамытова, причем с “единодушного” согласия администрации и профсоюзного комитета этого учебного заведения…”
А почему бы ректору Мамытову не использовать свое служебное положение, как это делали, допустим, те, кто незаконно сварганил на углу улиц Белинского и Токтогула трехэтажное кафе–магазин (см. наши публикации про частного предпринимателя Алиеву). Или как это сделали с Национальным природным парком “Ала–Арча”, прирезав к нему окрестные земли.
Не верь тому, что ОНИ говорят и декларируют. Как ИМ выгодно, так и поступают.
Геннадий Кузьмин.
P. S. Как нам стало известно, в четверг должно состояться заседание Совета безопасности, возглавляемого Аскаром Акаевым. Без сомнения, в свете последних “разоблачений” речь на нем пойдет и о борьбе с коррупцией. И даже, возможно, продолжится “отстрел” неугодных. Время предвыборной гонки пошло…
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/6777/