Как депутат пробивал дорожные пробки на трассе Ош—Бишкек
Похоже, ухудшение качества дорожного полотна на этой магистральной трассе республики и угроза схода снежных лавин открывают возможности для незаконных дорожных поборов со стороны отдельных представителей правоохранительных органов.
Весь февраль и первую половину марта, по отзывам многих водителей легковых и большегрузных машин, проезд по маршруту превращался в сплошной кошмар. Мне вспоминается большая группа (несколько сотен пассажиров и водителей), проведшая холодную ночь на подходе к городу Таш–Комур в безлюдном месте. К счастью этих бедолаг, утром 17 марта сего года к тому посту прибыл правозащитник Топчубек Тургуналиев, который попросил постовых милиционеров вызвать на место происшествия начальника Каракульского ГОВД Сатывалды Алиханова, через которого и добился открытия дороги к радости переночевавших в этой пробке и изрядно закоченевших за ночь путников. Среди последних было немало простудившихся женщин, стариков и детей.
На обратном пути из Аксы в Бишкек во второй половине того же дня депутат ЗС Жогорку Кенеша Азимбек Бекназаров в буквальном смысле прорвался через четыре дорожные пробки — в Таш–Комуре, Караколе, Торкенте и Чычкане. На каждой из них скапливалось от пятисот до тысячи автомашин (в Чычкане).
— Только вызвав начальника Токтогульского ОВД Мамадалиева, — рассказывает Бекназаров, — нам удалось проехать через пост на подходе к этому городу. Так же, как и до этого в Таш–Комуре. Везде повторялась одна и та же картина: постовые милиционеры отказывались пропускать дорожников, ссылаясь на какие–то устные приказы, идущие сверху, создавая на трассе взрывоопасную ситуацию. Когда же мы просили их показать нам эти приказы, они говорили одно и то же: таковых в наличии нет, но есть телефонные звонки и инструкции. При этом время от времени через эти дорожные пробки пропускались отдельные автомашины. Благодаря телефонной связи с начальником Джалал–Абадского областного УВД Тагаевым нам удалось пройти через все эти препоны. Особо тяжелой ситуация была на посту в Чычкане, где скопились с обеих сторон около тысячи разгневанных водителей. Нам, конечно же, удалось прорвать и эту дорожную блокаду, хотя и там постовые предлагали мне проехать по трассе, на что я отвечал категорическим отказом, требуя пути для всех измученных водителей и пассажиров. Шоферы, застрявшие в пробках, жаловались, что, перекрывая трассу, милиционеры преследуют корыстные цели, взимая дополнительную плату за проезд через такие заторы. И что цена за проезд колеблется в пределах 50 — 200 сомов в зависимости от времени суток и напряжения на трассе.
Автор этих строк ехал по трассе Бишкек — Ош три дня спустя после прорыва Бекназарова через частокол стихийных стоянок и может засвидетельствовать, что дорога была на тот момент абсолютно свободной, так что можно выразить даже благодарность как депутату, так и постовым милиционерам за то, что они проявили уважение к представителю законодательной власти и опальному политику.
Если бы не одно но… Дело в том, что после 17 марта на одном из участков автодороги Бишкек — Ош действительно имел место сход снежной лавины, а это значит, что действия сотрудников правоохранительных органов по временному перекрытию дороги также были вполне обоснованными. И при всем уважении к депутату Бекназарову, тем не менее, постовые службы имеют право останавливать в экстренных случаях на какое–то время движение по трассе. Так как именно они несут ответственность за жизнь людей. Но при этом, если где–то впереди существует реальная опасность схода снежных лавин, должны быть соблюдены элементарные условия для водителей и пассажиров: чтобы поблизости находились населенные пункты, столовые, гостиницы. И тогда не будет поводов для всяких кривотолков и инсинуаций относительно деятельности стражей порядка.
Ведь нечистые на руку люди есть во всех структурах власти, сами водители машин, курсирующие между югом и севером Кыргызстана, тоже далеко не всегда являются законопослушными гражданами Кыргызстана. Во всяком случае, по отношению к правоохранителям некоторые из них вели себя весьма агрессивно, хотя постовые, перекрывая дорогу, заботились об их благополучии, и, как показали последующие климатические события и сходы снежных лавин, их действия были оправданными.
Другой вопрос, что сам процесс временного перекрытия трассы должен быть четко отрегулирован, чтобы и он тоже не принимал характер стихийных потрясений для водителей и пассажиров, находящихся в дальней дороге.
Замир Осоров.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/6364/