Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
19 июня 2014 | ЭКОНОМИКА |
Дают — бери?Общественность Кыргызстана отметила 90-летие со дня образования Министерства финансов республики. На торжественном собрании по этому поводу первый вице-премьер-министр Т. Сарпашев, в частности, отмечал, что усилия финансовой системы направлены на расширение доходной части бюджета и снижение долговых обязательств республики. Очень хотелось бы верить последнему заявлению, если бы не упрямые факты. Ведь согласно им, на конец прошлого года внешний долг государства составлял 3,16 млрд долларов США, а уже на начало апреля нынешнего — 3,4 млрд. С нелегкой руки первого президента, в республике установилась недобрая традиция — каждый предыдущий глава государства оставляет своему преемнику все большую сумму внешнего госдолга. Стратегическая беда Кыргызстана изначально состояла в том, что первый президент смотрел на экономику глазами физика, а не экономиста. Похоже, в силу этого и советовал своим министрам: сколько вам дают в долг, столько и берите, нечем будет отдавать, спишут. Отчасти надежды эти оправдываются. Некоторые из кредиторов, видя бедственное положение заемщиков и сомнительную возможность получения выданных некогда кредитов, пересматривают условия погашения займов, а то и списывают значительную часть их. Если бы не мартовское 2005 г. решение Парижского клуба кредиторов, широкие жесты благотворителей из России, Турции, ряда других стран, бремя внешнего долга было бы еще внушительнее. И все же основной объем долга остается, продолжает расти и по нему приходится платить. В начале 1990-х годов группа зарубежных экспертов, изучавших эффективность помощи богатых стран бедным и развивающимся государствам, пришла к выводу, что в 90 процентах случаев помощь эта бесполезна или даже вредна. Во-первых, она развращает местные элиты, удобряет почву для откладывания актуальных реформ на потом, зачастую содействует продлению пребывания у власти неэффективных, а то и откровенно преступных, коррумпированных режимов. Во-вторых, по большей части кредиты, финансовая и иная помощь изначально не направлены на конкретные, понятные и четко обозначенные цели. Они не доходят до населения, нередко разворовываются лицами, имеющими к ним доступ, а подчас и тратятся на собственные нужды представителями стран-доноров. Достаточно обратиться к примерам программ подъема и развития в республике овцеводства или фарминдустрии, проекта Всемирного банка “Таза-Суу”. А сколько зарубежной помощи ухлопано на так называемые консультационные услуги, оказываемые зарубежными специалистами, навязанными нам теми же ВБ или МВФ! В-третьих, если помощь не разворовывается, то просто проедается. К кредитам относятся в большинстве случаев как к халявным деньгам, отдавать которые предстоит очень не скоро. К тому же расплачиваться придется не тем, кто жировал, бездумно беря в долг, а совсем другим. Вот и у нас пик выплат по внешнему долгу прогнозируется на 2018—2025 годы, когда настанет время погашать не только набежавшие проценты, но и основные суммы. Скажем, если в бюджете на этот год на погашение внешнего долга заложено около 5 млрд сомов, то на прогнозируемое семилетие среднегодовые выплаты будут зашкаливать за 10 млрд сомов. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/42259/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007