Распечатать: Орбита для легенды РаспечататьОставить комментарий: Орбита для легенды Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Орбита для легенды Посмотреть комментарии

1 сентября 2011

СПОРТ

Орбита для легенды

    На этой неделе встретил свой 45-летний юбилей заслуженный мастер спорта СССР, многократный чемпион Советского Союза, чемпион Европы 1987 года, семикратный чемпион мира среди боксеров-профессионалов Орзубек Назаров.

    Боксерская общественность планеты не оставила без внимания этот факт биографии нашей легенды мирового ринга. Федерации бокса Кыргызстана, Казахстана, России, Узбекистана, других государств, знаменитые друзья-боксеры советской эпохи и времен суверенитета прислали свои поздравления Орзубеку Пулетовичу. С особой сердечностью обнял своего славного ученика заслуженный тренер СССР Геннадий Федорович Аноприев, у которого в Кантской ДЮСШ брал первые уроки бокса совсем юный Орзубек. Это было в конце 70-х. А уже в 1984 году дерзкий Назаров завоевал свой первый громкий международный титул — звание сильнейшего в Европе среди молодежи. В 21 год победил на взрослом чемпионате континента. Были многие победы на всесоюзном ринге, на Спартакиаде народов СССР, Играх доброй воли, бронзовая награда любительского чемпионата мира в Рено.

    — Интересно при этом, — сказал мне на одном из турниров в Бишкеке Орзубек, — что я ни разу не был чемпионом нашей республики. Геннадий Федорович по-отцовски берег меня и не выводил на местный ринг, когда я был еще сыроват. А потом, став юным мастером на всесоюзных соревнованиях, я выступал всюду в составах сборных команд СССР. В мою турнирную орбиту перестали попадать первенства и чемпионаты родного горного края.

    Теперь отчетливо видно, сколь высока была даже та, любительская орбита кантского мастера кожаной перчатки. Однако потребовалось немало времени, чтобы Назаров принес своему городку Канту нетленную всемирную славу и известность.

    Из плеяды звезд

    Даже сегодня, когда болельщики со стажем еще помнят несравненных Майка Тайсона и Эвандера Холифилда, Роя Джонса и Леннокса Льюиса, а на современном профи-ринге вовсю блещут новые звезды-любимчики Серхио Мартинес, Мэнни Пакьяо и Нонито Донэр, ведущие российские телекомментаторы нередко поминают добрым словом самобытное боевое искусство Орзубека Назарова. Многие его победные поединки служат образцом для подражания своими техникой и тактикой, умением вести бой напористо, истинно по-джентльменски. Ведь современный профессиональный бокс большей частью прагматичен, скучен и неинтересен широкой публике. Знатоки ценят на ринге в первую очередь неповторимую яркую личность, умеющую сохранить человеческое достоинство в любых ситуациях. Ринг любит сильных духом, щедрых сердцем рыцарей бокса без страха и упрека. Именно эти лучшие спортивные качества воплощал в себе на мировом профессиональном ринге в конце прошлого века наш легковес Назаров.

    В 1998 году в майском Париже семикратный чемпион мира Орзубек вышел, как потом оказалось, на свой последний многораундовый бой. Его соперником был темнокожий француз Жан-Батист Менди.

    До сих пор хорошо помню телетрансляцию того поединка, в котором Назаров где-то после второго раунда перестал быть похожим на прежнего себя, умно и расчетливо крушившего всех подряд и по праву занимавшего первую строчку рейтинга WBA в весовой категории до 61,2 кг. Было ощущение, что кантовчанину что-то мешает основательно подзажать француза и в нужный момент коронным ударом слева бросить на пол. Нередко кулаки Орзубека просто рассекали воздух, а юркий француз оставался цел и невредим. Такого никогда прежде не доводилось видеть в боях Орзубека! А тут еще по истечении схватки победителем был объявлен Менди. Хотя бой явно был спорный, победу можно было давать и туда, и сюда. Но на парижском ринге судьи предпочли француза. Потом, кстати, нигде ничем не блеснувшего.

    Все прояснилось, когда после курса лечения Назаров объявил о завершении своей боксерской карьеры, и мы в столичном театре оперы и балета провожали его с большого ринга.

    Менди, похоже, знал, что у Назарова был травмирован глаз, сетчатку которого врачи восстанавливали с помощью лазерной терапии. В самом начале боя француз ткнул в эту еще не до конца зажившую болячку Орзубека.

    — Боль, невольный слезопоток, — вспоминает Назаров, — я поначалу толком ничего почти не видел. Но не было и мысли сдаваться. Я решил идти до конца. И отбоксировал до последнего удара гонга. Полагаю, еще бы раунда два-три, и я бы уложил француза.

    Но бой кончился, а после его горячки хлынул холодный душ поражения. Позже выяснилось: сетчатка вновь отслоилась. Назаров опять немало времени провел в клиниках.

    Естественно, привыкший всегда побеждать Орзубек по воле рокового случая вынужден был смириться с этим поражением. Мало того, медики советовали поставить крест на боксерской карьере. В 32-то

    года, когда полно сил, честолюбивых надежд, и когда ты уже яркая звезда мирового профессионального ринга! В том же 1998-м

    он ушел из бокса.

    Парадокс, но в Кыргызстане никто, кроме родных и близких друзей, его в большом спорте по большому счету не ждал. Страна шла неверным курсом на вторую Швейцарию, спорт оставался где-то на задворках. Его боксерский талант, всемирная слава, добытая под кыргызстанским флагом, оказались невостребованными. Спасибо друзьям, устроился на работу в налоговую полицию, потом занимался бизнесом. Попробовал себя в политике, был депутатом Жогорку Кенеша. Стал вице-президентом любительской Федерации бокса и Кыргызской федерации профессионального бокса, членом исполкома всеазиатской боксерской организации.

    — Знаешь, бокс до сих пор в крови, — признался как-то Орзубек Пулетович. — Но любительский ринг — одно, а профессиональный — совсем другое. Ты должен ежедневно, ежечасно ощущать себя в отменной боевой форме. Ведь если противник не нокаутирован досрочно, приходится провести в ринге чистых сорок семь минут. То есть двенадцать раундов по три минуты плюс минутные перерывы между раундами. Так что расслабляться было нельзя, я готовился к боям капитально. Конечно, выручали любительская закалка и прежний турнирный опыт. Но профессиональный бокс и любительский — небо и земля. Тут или со щитом, или на щите. Другого не дано. Каждая моя победа на профессиональном ринге стоит многих любительских, которых у меня тоже свыше полутора сотен.

    Орзубек Назаров навсегда вошел в историю мирового бокса вместе с плеядой таких тогдашних звезд, как Джонни Тапиа и ныне покойный Артуро Гатти, Шейн Мозли и Оскар Де Ла Хойя, Бернард Хопкинс и Рой Джонс, Эвандер Холифилд и Леннокс Льюис. Его спортивная орбита по сей день высока, таковой и останется.

    Александр НИКИТЕНКО.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/35900/


Распечатать: Орбита для легенды РаспечататьОставить комментарий: Орбита для легенды Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Орбита для легенды Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007