Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
17 декабря 2010 | ОБЩЕСТВО |
Особенность времени — безвластная властьНекогда "кремлевский мечтатель" предсказывал, что настанет время, когда каждая кухарка сможет управлять государством. За те девять десятилетий, что прошли с той поры, мы стали свидетелями того, что не каждый президент, даже увенчанный степенью доктора наук и званием академика, или с высшим инженерным образованием способен делать это. Особенно в переломный момент жизни общества, какой сегодня переживают кыргызстанцы. Правда, здесь следует признать, что и переломный момент растянулся в Кыргызстане на 20 лет в значительной мере из-за того, что как первый, так и второй президенты оказались не способными должным образом управлять государством. Не соответствовали они высокой должности, не обладали необходимыми для этого знаниями, навыками, деловыми и человеческими качествами. Не смогли понять требований времени. Это привело к тому, что сегодня Кыргызстан переживает кризис власти. Говорю об этом, поскольку вижу, как беспомощна высшая власть радикально повлиять на ход событий, происходящих в разных точках подведомственной ей территории, как мало зависит от нее даже в важнейших государственных делах. Взойдя на вершину власти на волне мартовской революции 2005 года, К. Бакиев первым делом заявил, что он не повторит ошибок своего предшественника и уж что-что, а бежать из "Белого дома", подобно Акаеву, он не станет. Увы, очень скоро обнаружилось, что Бакиев не просто пошел по тем же самым граблям и не владел ситуацией, как президент № 1, но стал допускать более грубые и вопиющие ошибки. Безусловно, в том, что в марте 2005-го и в апреле 2010 года ситуация в республике накалилась до революционной, повинны в первую очередь сами главы государства. Но только ли они одни? Ведь кто-то действовал за их спинами и от их имени, кто-то манипулировал ими, дезинформируя их. Вынужден ворошить прошлое только по той причине, что из его корней произрастают трагедии и злоключения дня сегодняшнего. Возьмем тот же ошский вопрос. Для всякого, кто мало-мальски разбирается даже не в политике и не в национальных проблемах, а просто в жизни, ясно, что для рядовых кыргызов и узбеков, живущих не одно десятилетие бок о бок, худой мир куда лучше и желанней доброй ссоры. И сами ошане, и верховная власть в Бишкеке осознают это гораздо лучше, чем кто-либо. Но отчего тогда их желание и мнение не служат гарантией мира и спокойствия в южной столице? Кому выгодно нагнетание межнациональной напряженности, атмосферы недоверия и подозрительности на юге республики? В трагические июньские дни, когда в буквальном смысле горела земля и лилась кровь, не совсем адекватно повели себя в той ситуации мэр Оша М. Мырзакматов и открыто поддерживавший его куратор силовиков А. Бекназаров. По сути, был демонстративно брошен вызов государственной власти. В том положении возникла реальная необходимость употребить президентскую власть, проявить решимость, волю и, если угодно, силу. К сожалению, как оказалось, на тот момент Р. Отунбаева "не владела ситуацией". Вынужден напомнить, что жизнь не скупится на случаи, когда глава государства обязан брать на себя тяжкое бремя ответственности. Это неизбежно и необходимо, если человек пришел во власть не на один день. Помощников, советчиков и сочувствующих много, но отвечать должно всегда первое лицо. Власть - это не одолжение кому-то. Силой во власть никого не тянут. Каждый приходит в нее добровольно. Не можешь принимать самостоятельно ответственные решения - не ходи во власть. А коль скоро пришел - не жалуйся, не ищи оправданий, будь готов отвечать за каждое свое действие и слово. С некоторых пор приходится сталкиваться с парадоксальным явлением. Мнящие себя политиками и государственными деятелями мужи настойчиво и упорно рвутся во власть, проявляя удивительную изобретательность в ходе борьбы за место в парламенте или в правительстве, в ином руководящем кресле. Но стоит им достичь намеченного, они как бы напрочь лишаются былой целеустремленности. А если и используют полученное влияние, то лишь в сугубо личных интересах, которые чаще всего не совпадают с интересами государственными. Однако тут есть примеры и иного порядка. Заполучив верховную власть, человек вынужден продолжать бороться за нее, не получив передышки, чтобы переключиться на государственные дела. Проигравшие жаждут скорого реванша, пополнив ряды непримиримой оппозиции. На беду, нередко наши политики не видят принципиальной разницы между избранными президентом и парламентом и кандидатами на эти места. Складывается впечатление, что для них атрибуты борьбы - агитация, митинги, пропаганда своих программ и намерений, стычки с оппонентами - сам процесс важнее цели. Ведь спокойная мирная жизнь требует повседневной работы, реальных созидательных дел. А это посложнее, чем митинговать и агитировать. 19 лет движения Кыргызстана по пути независимости с лидерами, которые не смогли эффективно и по уму распорядиться данной им властью, не только свели на нет личный авторитет, дискредитировали власть президента, но и сильно запятнали репутацию демократии, извратили в глазах кыргызской общественности ее ценности и принципы. Попытайтесь, к примеру, объяснить родным и близким тех, кто погиб в Афганистане, и тех, кто лишился жизни в апрельских событиях в Бишкеке или в июньских - в Оше и Джалал-Абаде, что есть принципиальная разница между тем временем и нынешним, что есть различие между идеями и целями, во имя которых сложили головы парни в Афганистане и у себя дома, есть отличие между теми и нынешними обстоятельствами. Любые обстоятельства, ведущие к подобным исходам, иначе как преступными не назовешь. Ничем, ни обстоятельствами, ни целями, ни тем более идеями нельзя оправдать гибель людей в мирные времена. И если предлагаемая нам демократия требует таких жертв, то увольте нас от нее. Вернуть доверие к власти Если обозначить главное, в чем нуждаются руководители государства и на чем держится их авторитет, я бы поставил на первое место фактор доверия. Именно оно служит той лакмусовой бумажкой, которая определяет реальные, а не подразумеваемые или выдаваемые кем-то итоги деятельности правительства. Есть у этой проблемы и другая сторона. Большинство граждан еще не забыли о правительствах советских времен. Они поневоле сравнивают прежние с нынешними. Увы, сравнения по большей части не в пользу последних. Можно ли вернуть кредит доверия к отечественной власти в сегодняшних условиях? Думается, ответ, как утвердительный, так и отрицательный, лежит на поверхности. Все зависит от самой власти, от ее нацеленности на результат. Будет она ответственна перед обществом, не будут слова и обещания расходиться с делами, авторитет ее возродится. Важно заметить, что доверие людей к власти всех ветвей и на всех уровнях, от президента до главы самого небольшого айыл окмоту, от министра и парламентария до работника органа местного самоуправления, не самоцель. Во многом от этого зависит успех преобразований в стране. Нужно ли говорить, как это существенно и для каждого из нас, и для государства в целом. Прежде всего необходимо покончить с положением, когда рядовые граждане сплошь и рядом остаются заложниками некомпетентного и непрофессионального чиновника от власти. И в подавляющем большинстве случаев у них нет никакой возможности найти на чинушу управу. С распадом Союза на всем его пространстве произошло крушение партийной власти. В Кыргызстане ей на смену пришли безвластие, хаос, анархия. В обществе воцарились растерянность и смятение. Это уродливое наследие 90-х годов и по сей день остается главным препятствием на пути политического развития страны, становления в республике подлинной демократии, полноценного гражданского общества, сильной и ответственной власти. Очень неуютно жить в государстве, где власть не способна исполнить свои первейшие обязанности. Речь идет о защите безопасности людей, охране правопорядка. Беспомощность и несостоятельность работников силовых структур со всей очевидностью проявились не только в ходе апрельских и июньских событий, но и в дни судебного процесса во Дворце спорта. Имея численное и физическое превосходство над провокаторами и зачинщиками беспорядков, силовики не смогли обеспечить должный порядок при проведении заседаний, приструнить зарвавшихся хулиганствующих и бесчинствующих молодчиков. С тревогой думаю о том, что за годы независимости в республике выросло поколение, почувствовавшее вкус вольницы и вседозволенности, уверовавшее в то, что можно безнаказанно захватывать приглянувшиеся участки земли, возводить где заблагорассудится жилые дома, бензозаправочные станции, кафе и пекарни, торговые палатки, что можно при каждом случае шантажировать руководство страны, диктовать ему свои условия и свою волю. Думаю, граждане вправе ожидать от своих президента и правительства решительных действий и силы, когда речь идет о соблюдении законности, справедливости и порядка. А иначе зачем нужны президент и правительство? Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/34090/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007