Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
24 апреля 2009 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Белая ворона ПетербургаКогда его группу "Пикник" зачислили в легенды русского рока, музыкант, поэт, художник Эдмунд Мечиславович Шклярский, по собственному признанию, не впал от этого в дикий восторг. "При чем тут русский рок и "Пикник"? - недоумевал он. - Наша группа к подобному стилю никакого отношения не имеет. Еще в начале своей карьеры мы сознательно отдалились от всей ленинградской рок-тусовки, гремевшей тогда на всю страну, стали белыми воронами". Ах, зачем, зачем мне эта земля? Зачем мне небо без ветра и птиц? Я - пущенная стрела. Прости, Я не могу этот город любить. Пусть будет сердце из чистого льда. И то, что зовут они кровью, - только вода. За то, что "Пикник" первым (еще задолго до известных российских электронных команд типа "Форума" и "Технологии") стал использовать в концертных выступлениях компьютер, его творчество "ортодоксальные" рокеры обозвали попсой. Впрочем, так назвали в свое время и "Наутилус помпилиус". Но где теперь эти критики? Как говорится, иных уж нет, а те далече. А Эдмунд Шклярский до сих пор на сцене. В принципе для стоящего музыканта и поэта 53 года не возраст. Конечно, в 80-е в среде рок-музыкантов "клавишный" и тем более "компьютерный" звук сразу провоцировал обвинения в попсовости. В почете тогда были социальные и злободневные агитки. А "Пикник" с его синтезаторным звучанием и текстами в восточном стиле и в самом деле выглядел белой вороной. Сейчас же, когда у многих музыкантов, наоборот, котируются всевозможные ремиксы, сэмплы и прочие труднопроизносимые радости компьютерных технологий, легендарная питерская группа сохраняет звучание 80-х. Парадокс? Возможно, но, как и 27 лет назад, музыканты "Пикника" берут в руки гитары, выходят на сцену - и мы слышим знакомый, ностальгически отрадный "пикниковский" саунд, который узнается по первым аккордам. А ты вошел не в ту дверь, перепутав цвета, И теперь, и теперь все как будто не так. А здесь немое кино, здесь замедляют шаг. Здесь немое кино, здесь забывают дышать. А если все на продажу, то где же дно? А ничего не скажешь - немое кино. Видно, да, в этом городе все заодно. Видно, кем-то молчание заведено. Когда "Пикник" только начинал играть, признался как-то Эдмунд, группа особого внимания на тексты не обращала - первичной была только музыка. Голос воспринимался им как дополнительный инструмент в ансамбле, и без разницы, какие слова при этом произносились. "Стихи я сочинял, - рассказывал он, - но делал это совершенно параллельно, не собираясь присоединять их к моей музыке. И, только повзрослев, понял, что песня - равноправное сочетание текста и мелодии. Я не могу зафиксировать момент ее зачатия. Рождается слово, которое обрастает образами. Потом продукт созревает, и рождается песня". Или ты, или я - уж такая игра, Или свет, или звук, Или звук, или яд. Поднимите им веки, Пусть видят они, Как бывает, когда Слишком много в крови Серебра... Чем всегда брало творчество Эдмунда Шклярского? Пожалуй, своей "непохожестью" ни на что из творчества других признанных мэтров русской рок-поэзии. Таких образов, как у "Пикника", не встретишь больше ни у кого. Глаза очерчены углем, И капли ртути возле рта. Побудь натянутой струной В моих танцующих руках. Каких бы слов ни говорил, Такие тайны за тобой, Что все заклятия мои Тебя обходят стороной. Как назвать стиль, в котором играет Эдмунд Шклярский? Электроник-рок? Символизм? Декаданс? Некоторые исследователи даже называют Шклярского отцом русского готического рока. Но разве ярлыком ценно творчество? Тот же Юрий Шевчук однажды заметил: "Важно петь, как дышать, а не вякать". В своей песне "Караван" Эдмунд Шклярский говорит: Можно вечно бродить без цели, Если все время идти. Не задавая вопросов И не разбирая пути. И найти однажды среди пустынь Утоление жажды в луже мутной воды. Герой всех песен Шклярского - философ по натуре. Он находится в вечном поиске себя. Как герой песни "Недобитый романтик": Каково удержаться, Каково не упасть, Ведь, в лицо ему глядя, Насмехаются всласть. Говорил ведь ему Сам король хиромантии: "Быть тебе, по всему, Недобитым романтиком!" Почти за три десятка лет в жизни "Пикника" бывало всякое. Но его фронтмен говорит: - Какого-то гигантского временного отдаления я не чувствую, и опыт десятилетий на плечи не давит. И никогда не возникало желания осмыслить свой творческий путь, как-то подвести итог. Пусть кто угодно считает "Пикник" ветеранами, мы ощущаем себя достаточно молодыми. "Слишком стар для рок-н-ролла, слишком молод, чтобы умереть", - пела когда-то группа Jetro Tull. Уверяю вас: это не про "Пикник". Сегодня наш праздник сгорает свечой. Играй, музыкант, играй мне еще. Я больше тебя не прошу ни о чем. Кончается праздник. Играй мне еще! Думается, секрет успеха Эдмунда Шклярского прост: он всю жизнь поет только то, что хочет и о чем думает. Благодаря чему навсегда останется вне моды и запросов шоу-бизнеса. Наверное, в этом и заключается секрет того, как остаться предельно искренним, разным и неповторимым среди рок-поэтов. Мало кто нынче может себе это позволить. Поэтому и немного сейчас по-настоящему цепляющих за живое песен. Одна из них - "Мы - как трепетные птицы". Мы - как трепетные птицы Мы - как трепетные птицы. Мы - как свечи на ветру. Дивный сон ещe нам снится, Да развеется к утру. Встаньте в ряд, разбейте окна, Пусть всe будет без причин. Есть как есть, а то, что будет, Пусть никто не различит. Нет ни сна, ни пробужденья, Только шорохи вокруг, Только жжeт прикосновенье Бледных пальцев нервных рук. Бейте в бубен, рвите струны, Кувыркайся, мой паяц. В твоeм сердце дышит трудно Драгоценная змея. Бейте в бубен, рвите струны, Громче, музыка, играй. А кто слышал эти песни, Попадает прямо в рай. Мы - как трепетные птицы. Мы - как свечи на ветру. Сладкий сон ещe нам снится, Да развеется к утру. Нет ни сна, ни пробужденья, Только шорохи вокруг, Только жжeт прикосновенье Бледных пальцев нервных рук. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/27464/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007