Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
10 апреля 2009 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Мы в одиночку к истине бредемБезумствует распад, Но все-таки - виват! Профессия рождать Древней, чем убивать... Его считают своим все русские рок-поэты. И не только потому, что большинство его стихов укладывается в музыкальные размеры рока. Без авторитета этого поэта (простите за невольную рифму) вряд ли увидели бы свет на виниле первые альбомы "Аквариума", "Алисы" и еще многих российских рокеров. Андрей Андреевич Вознесенский дал им дорогу к слушателю, воюя с закоснелостью всевозможных худсоветов. Его фраза: "Не трожьте музыку руками" стала крылатой... В судьбе Андрея Вознесенского очень много общего с судьбой рок-поэтов Гребенщикова, Кинчева, Борзыкина. И сам поэт, и его младшие "рок-собратья" прошли одинаковый путь: от замалчивания и грозных окриков власти до всенародного признания. Поэт и власть... В канун своего 75-летия Андрей Вознесенский признался журналистам: - Я думаю, в историческом плане на моей судьбе случайно поставлена точка в отношениях поэта и власти. Это было последнее противостояние. После этого поэзия и политика пошли параллельными курсами. Хрущев своим ором поставил последнюю точку. Россия - странная страна. Вот смотрите: Николай I. Это был странный монарх. В нем была масса вещей плюсовых. Но он остался в истории своими отношениями с Пушкиным. То же - Хрущев. Он был противоречив: выпустил людей из концлагерей, устроил Карибский кризис, вытащил людей из подвалов и закрыл 10 тысяч церквей. Но, увы, он войдет в историю как человек, по чьему приказу травили Пастернака. Бог и Россия ему этого не прощают... Вспоминается большой концерт Александра Градского. Один поэт спел песню на стихи другого поэта - как дань уважения. "Стихи Вознесенского надо пропустить через себя и спеть так, чтобы у людей с первого до последнего ряда волосы встали дыбом", - сказал Градский. Я - Гойя! Глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое. Я - Горе. Я - голос Войны, городов головни на снегу сорок первого года. Я - Голод. Я - горло Повешенной бабы, чье тело, как колокол, било над площадью голой... Я - Гойя! О, грозди Возмездья! Взвил залпом на Запад - я пепел незваного гостя! И в мемориальное небо вбил крепкие звезды - Как гвозди. Я - Гойя. ...В 1981 году в Московском театре имени Ленинского комсомола режиссер Марк Захаров выпустил спектакль "«Юнона» и «Авось»" в жанре рок-оперы. В момент, когда отношения СССР и США балансировали на грани войны, была показана вполне мирная история освоения русскими Америки. Смело можно сказать: именно "«Юнона» и «Авось»" послужила началом конца "холодной войны". Параллельным "курсом" в опере шла линия любви русского путешественника графа Николая Резанова к дочери губернатора Сан-Франциско Кончите. "Дела давно минувших дней" получили вторую жизнь в поэзии Андрея Вознесенского и музыке Алексея Рыбникова. В "Юноне..." впервые прозвучали стихи, за которые, случись все лет тридцать раньше, автора просто стерли бы в лагерную пыль. И в самом деле: пока вся держава строила коммунизм и аплодировала "мудрым решениям партии", в советском театре пелось: Смешно с всемирной тупостью бороться - Свобода потеряла первородство. Ее нет ни здесь, ни там... Куда же плыть? Не знаю, капитан... Или вот это: Начинают театры с вешалок, Начинаются царства с виселиц. Спектакль царствует на сцене почти 30 лет. Секрет успеха оперы в том, что она не о том времени, а о нынешнем. Причем какое бы это "нынешнее" время ни было - 1981 год или 2009-й. И 50, и 20 лет назад, и сейчас каждый из нас вправе сказать: Родилось рано наше поколение, Чужда чужбина нам и скучен дом, Расформированное поколение, Мы в одиночку к истине бредем. Кто из нас не сожалел о том, что родился не в свое время? Прости, мы рано родились, Желая невозможного, Но лучшие из нас Срезались с полпути. Мы - дети полдорог, Нам имя - полдорожье, Прости, никто из нас дороги не осилил, Да и была ль она, дорога, впереди? В 1986 году "«Юнону» и «Авось»" в исполнении Ленкома впервые показали по телевизору. И если до этого только Москва и Питер, то теперь вся страна стала распевать: Для любви не названа цена, Лишь только жизнь одна, Жизнь одна, жизнь одна... Любовь к Женщине проходит красной нитью через всю оперу. Как сказано в финале: Аллилуйя возлюбленной паре. Мы забыли, бранясь и пируя, Для чего мы на землю попали - Аллилуйя любви, аллилуйя любви, Аллилуйя... В 1987 году "Юнону..." привез во Фрунзе театр песни "Поющие гитары". Все, кто еще помнит этот спектакль, говорят, что лучшего они в этой жизни не чувствовали. Не "видели" или "слышали", а именно "чувствовали". Поклонники оперы до сих пор спорят, в чьем исполнении она лучше - Ленкома или "Поющих гитар". А какая разница? Главное - интерес к "Юноне..." не угасает до сих пор. Это ли не самое важное для поэта - всегда быть нужным людям в любые времена? А кто помнит, как в 1998 году уже в Бишкек приезжал с концертом Николай Караченцов? На первых аккордах дуэта Резанова и Кончиты зал встал с кресел. У многих в глазах блестели слезы. И качнутся бессмысленной высью Пара фраз, залетевших отсюда: "Я тебя никогда не увижу", "Я тебя никогда не забуду". На мой субъективный взгляд, самой философской в опере "«Юнона» и «Авось»" является "Песня моряков". Этой песней я и заканчиваю короткий рассказ об Андрее Андреевиче Вознесенском. Песня моряков В море соли и так до черта, Морю не надо слез. Наша вера верней расчета, Нас вывозит "Авось". Нас мало, нас адски мало, А самое страшное - что мы врозь, Но из всех притонов, из всех кошмаров Мы возвращаемся на "Авось". Вместо флейты подымем флягу, Чтобы смелее жилось. Под российским небесным флагом И девизом: "Авось". Нас мало, и нас все меньше, И парус пробит насквозь. Но в сердцах забывчивых женщин Не забудут "Авось". В море соли и так до черта, Морю не надо слез. Наша вера сильней расчета Нас вывозит "Авось". От ударов о наши плечи Гнется земная ось. Только наш позвоночник крепче, Не согнемся, авось. Вместо флейты подымем флягу, Чтобы смелее жилось. Под российским Андреевским флагом И девизом: "Авось". Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/27291/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007