Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
17 марта 2009 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Счастливые нити cудьбыВ этом году лауреатом международной премии имени народного художника КР Жумабая Уметова за вклад в развитие отечественного декоративно-прикладного искусства стал Евгений Лысогоров - мастер по гобеленам. До того как познакомилась с Лысогоровым, считала, что гобелен - это гладкий ковер ручной работы. - Конечно, можно сказать, что это тканая картина, или коврик на стене, или подстилка под чайник, - объяснил художник. - На самом деле гобелен - древнее ремесло, способное символическим языком выразить самые разные идеи. Еще в V веке до нашей эры люди умели делать нечто подобное. Но статус искусства этому ремеслу придали французские мастера XVI века - братья Гобелены. Отсюда и современное название. Другое название таких работ - шпалеры. Техническая революция, казалось, должна была уничтожить этот вид искусства. Ну скажите, кто будет месяцами ткать полотно, если его можно создать с помощью станка за пару часов? - Настоящий гобелен - штучная вещь, обладающая своими особенностями, - говорит Лысогоров. - Здесь каждая ниточка подчинена общему замыслу. Чтобы по достоинству оценить гобелен, его нужно не только увидеть, но и потрогать. Шероховатая фактура создает свою игру света и тени, художник может подчеркнуть ее использованием ворсовых участков, добавлением фасонной пряжи и другими приемами. Лысогоров создает тканые полотна более тридцати лет. За это время он сотворил их немало. Самая крупная работа - занавес 6,5 на 11 метров в конференц-зале Исторического музея. Этот гобелен сделан за полгода по госзаказу в середине 80-х годов. К работе были привлечены шесть профессиональных ткачей. Произведения Евгения Лысогорова красуются в Доме техники и здании бывшего завода им. Ленина. А небольших тканых картин мастер создал около шестидесяти. Они находятся в Музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в частных коллекциях у нас и за рубежом. В мастерской художника больше картин, написанных маслом, а гобеленов всего четыре. - Этот вид искусства весьма трудоемкий, - говорит художник. - Нужно сделать эскиз, перевести его на картон, натянуть основу на станок, покрасить нити... Это занимает две-три недели, а то и месяц. Порой долго и основательно размышляю и над замыслом. Постоянно делаю наброски будущих орнаментов, ведь любое полотно начинается с хорошего рисунка. В Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной нас три года учили рисовать карандашом, преподавали тонкости композиции, работы с красками и только на последнем курсе раскрыли секреты техники работы по ткани. Юношей я увидел тканые картины знаменитого французского художника Жана Люссарта и был восхищен ими. С тех пор рисую и нитками. Справка "МСН" Чемпионом в изготовлении гобеленов считается британский художник Грэхэм Сютерленд - автор полотна "Христос Апокалипсиса" размером 11,6 на 23,8 метра, сотканного во Франции в 1962 году. В России шпалерные мастерские появились благодаря Петру I. Он пригласил известного французского мастера Леблона, который должен был обучить нескольких художников. Русские мастера в совершенстве овладели необычайно сложной и трудоемкой техникой и привнесли в нее своеобразные черты. Фото Владимира ВОРОНИНА. Анастасия ХОДЫКИНА. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/27005/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007