Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
19 февраля 2009 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Поэт незнакомый но истинный"Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня, и ранят, и его боль становится моей болью". Так воспринял стихи Александра Башлачева, "поэта незнакомого, но истинного, сказавшего свое слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью" Булат Шалвович Окуджава. Таким многие восприняли творчество простого парня из Череповца, однажды променявшего перо журналиста на гитару и поэтическую музу и оставшегося с ними до конца. Ему всегда будет 27. Александр Башлачев по прозвищу СашБаш шагнул в окно ленинградской многоэтажки морозным днем 17 февраля 1988 года. Поэты живут. И должны оставаться живыми. Пусть верит перу жизнь, как истина в черновике. Поэты в миру оставляют великое имя, Затем, что у всех на уме - у них на языке... Смело можно сказать: Александр Башлачев создал русский рок. Если ранние Макаревич и Гребенщиков опирались на западные традиции, то Башлачев, как сказали о нем в день похорон: "философский, эпический размах, обращение к истокам общеславянской культуры, русскому фольклору, его традициям". А на печи разгулялся пожар-самовар да заварена каша. Луч - не лучина на белый пуховый платок. Небо в поклон до земли обратим тебе, юная девица Маша! Перекрести нас из проруби да в кипяток. Цитата из потрясающей песни Башлачева "Имя имен", спетой автором за кадром фильма Алексея Учителя "Рок". А это песня "Некому березу заломати": Если забредет кто нездешний, поразится живости бедной, Нашей редкой силе сердечной да дури нашей злой, заповедной. Выкатим кадушку капусты, выпечем ватрушку без теста. Что, снаружи все еще пусто, а внутри по-прежнему тесно? Первый раз эта песня вошла в мою жизнь 20 лет назад с кассеты Башлачева, привезенной другом из Новосибирска. Видимо, писалось с квартирного концерта, потому что слова перемежались звоном стаканов. Или это были три колокольчика, которые Башлачев носил на шее до того шага в окно? Второй раз я услышал "Березу" в прошлом году, проходя через подземный переход у ЦУМа. Ее исполнял под гитару совсем молодой, лет 18, парнишка. "Ты знаешь, чья это песня, парень?". - "Башлачева", - услышал я в ответ. А раньше казалось, что СашБаша у нас вообще никто не помнит. И вообще Пушкин некогда сказал с горечью: "Мы ленивы и нелюбопытны". Когда я сказал об этом знакомому московскому журналисту, он ответил: "Не заморачивайся. Башлачев наверняка знал, зачем пришел в этот мир и когда должен был из него уйти. Поверь, совсем не важно, от чего помрешь. По-моему, намного важнее, для чего родился". И я вспомнил песню "От винта!": Рука на плече. Печать на крыле. В казарме проблем - банный день. Промокла тетрадь. Я знаю, зачем иду по земле. Мне будет легко улетать. Но главная особенность его стихов-песен - в них нет ни капли злобы, которая присуща некоторым его коллегам по рок-цеху. Он никогда не написал бы песню со словами "Твой папа - фашист", как это сделал лидер питерского "Телевизора" Михаил Борзыкин. Основа песен СашБаша - горечь за себя, за весь мир, за человека. Вместе с тем каждая из них - своего рода обращение к Богу, которое испокон веков зовется молитвой. Как в песне "Вечный пост": Пусть возьмет на зуб, да не в квас, а в кровь, Коротки причастия на Руси. Не суди ты нас! На Руси любовь Испокон сродни всякой ереси. Испокон сродни черной ереси. На клинках клялись. Пели до петли. Да с кем ни куролесь, где ни колеси, А живи, как есть, в три погибели. Как в глухом лесу плачет черный дрозд. Как присело солнце с пустым ведром. Русую косу правит Вечный пост. Храни нас, Господь, покуда не грянет Гром! Другая тема в творчестве Александра Башлачева - любовь. Насколько простая поэтически, настолько же, пожалуй, и сложная для любого поэта. Писать о любви - своеобразное испытание, которое с честью может выдержать не каждый. Хотя нельзя сказать, что о любви Башлачев писал много. При всем своем трепетном отношении к этому чувству он не разбрасывался словом "любовь" без повода. Но зато когда "прорывало", говорил о любви всегда ярко и точно. Порой с эмоциональным накалом, а временами - с философской печалью. К своеобразной чистой любовной лирике в творчестве Башлачева можно отнести песню "Поезд № 193". Ее еще знают как "Перекресток железных дорог": ...Фильтр сигареты испачкан в крови. Я еду по минному полю любви. Хочу каждый день умирать у тебя на руках. Мне нужно хоть раз умереть у тебя на руках. Третья составляющая поэзии Башлачева - небо. Даже не упоминаемое в тексте ни разу, оно неизменно присутствует как бы "за кадром". "Небо над нами - это колокол без языка. Раньше язык был, но теперь небо пустое, и мы - рассыпанные по полю колокольчики..." - так объясняет Александр Башлачев свою программную вещь "Время колокольчиков", ставшую гимном рок-движения. Этой песней, пожалуй, и закончу разговор о нем. Время колокольчиков Долго шли зноем и морозами, все снесли и остались вольными, Жрали снег с кашею березовой и росли вровень с колокольнями. Если плач - не жалели соли мы, если пир - сахарного пряника. Звонари черными мозолями рвали нерв медного динамика. Но с каждым днем времена меняются. Купола растеряли золото. Звонари по миру слоняются, колокола сбиты и расколоты. Что ж теперь ходим круг да около на своем поле как подпольщики? Если нам не отлили колокол, значит, здесь время колокольчиков. Зазвенит сердце под рубашкою. Второпях врассыпную вороны. Эй! Выводи коренных с пристяжкою, и рванем на четыре стороны. Но сколько лет лошади не кованы, ни одно колесо не мазано. Плеток нет, седла разворованы, и давно все узлы развязаны. A на дожде все дороги радугой! Быть беде - нынче нам до смеха ли? Но если есть колокольчик под дугой, так, значит, все - заряжай, поехали! Загремим, засвистим, защелкаем, проберет до костей, до кончиков. Эй, братва, чуете печенками грозный смех русских колокольчиков? Век жуем матюги с молитвами. Век живем, хоть шары нам выколи. Спим да пьем сутками и литрами. И не поем - петь уже отвыкли. Долго ждем. Все ходили грязные, оттого сделались похожие, А под дождем оказались разные. Большинство-то честные, хорошие. И пусть разбит батюшка Царь-колокол, мы пришли с черными гитарами. Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл околдовали нас первыми ударами. И в груди искры электричества. Шапки в снег и рваните звонче-ка. Рок-н-ролл - славное язычество. Я люблю время колокольчиков. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/26663/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007