Распечатать: Поэт незнакомый но истинный РаспечататьОставить комментарий: Поэт незнакомый но истинный Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Поэт незнакомый но истинный Посмотреть комментарии

19 февраля 2009

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Поэт незнакомый но истинный

    "Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня, и ранят, и его боль становится моей болью".

    Так воспринял стихи Александра Башлачева, "поэта незнакомого, но истинного, сказавшего свое слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью" Булат Шалвович Окуджава. Таким многие восприняли творчество простого парня из Череповца, однажды променявшего перо журналиста на гитару и поэтическую музу и оставшегося с ними до конца.

    Ему всегда будет 27. Александр Башлачев по прозвищу СашБаш шагнул в окно ленинградской многоэтажки морозным днем 17 февраля 1988 года.

    Поэты живут. И должны оставаться живыми.

    Пусть верит перу жизнь, как истина в черновике.

    Поэты в миру оставляют великое имя,

    Затем, что у всех на уме - у них на языке...

    Смело можно сказать: Александр Башлачев создал русский рок. Если ранние Макаревич и Гребенщиков опирались на западные традиции, то Башлачев, как сказали о нем в день похорон: "философский, эпический размах, обращение к истокам общеславянской культуры, русскому фольклору, его традициям".

    А на печи разгулялся пожар-самовар да заварена каша.

    Луч - не лучина на белый пуховый платок.

    Небо в поклон до земли обратим тебе, юная девица Маша!

    Перекрести нас из проруби да в кипяток.

    Цитата из потрясающей песни Башлачева "Имя имен", спетой автором за кадром фильма Алексея Учителя "Рок".

    А это песня "Некому березу заломати":

    Если забредет кто нездешний, поразится живости бедной,

    Нашей редкой силе сердечной да дури нашей злой, заповедной.

    Выкатим кадушку капусты, выпечем ватрушку без теста.

    Что, снаружи все еще пусто, а внутри по-прежнему тесно?

    Первый раз эта песня вошла в мою жизнь 20 лет назад с кассеты Башлачева, привезенной другом из Новосибирска. Видимо, писалось с квартирного концерта, потому что слова перемежались звоном стаканов. Или это были три колокольчика, которые Башлачев носил на шее до того шага в окно?

    Второй раз я услышал "Березу" в прошлом году, проходя через подземный переход у ЦУМа. Ее исполнял под гитару совсем молодой, лет 18, парнишка. "Ты знаешь, чья это песня, парень?". - "Башлачева", - услышал я в ответ. А раньше казалось, что СашБаша у нас вообще никто не помнит. И вообще Пушкин некогда сказал с горечью: "Мы ленивы и нелюбопытны".

    Когда я сказал об этом знакомому московскому журналисту, он ответил: "Не заморачивайся. Башлачев наверняка знал, зачем пришел в этот мир и когда должен был из него уйти. Поверь, совсем не важно, от чего помрешь. По-моему, намного важнее, для чего родился". И я вспомнил песню "От винта!":

    Рука на плече. Печать на крыле.

    В казарме проблем -

    банный день. Промокла тетрадь.

    Я знаю, зачем иду по земле.

    Мне будет легко улетать.

    Но главная особенность его стихов-песен - в них нет ни капли злобы, которая присуща некоторым его коллегам по рок-цеху. Он никогда не написал бы песню со словами "Твой папа - фашист", как это сделал лидер питерского "Телевизора" Михаил Борзыкин. Основа песен СашБаша - горечь за себя, за весь мир, за человека. Вместе с тем каждая из них - своего рода обращение к Богу, которое испокон веков зовется молитвой. Как в песне "Вечный пост":

    Пусть возьмет на зуб, да не в квас, а в кровь,

    Коротки причастия на Руси.

    Не суди ты нас! На Руси любовь

    Испокон сродни всякой ереси.

    Испокон сродни черной ереси.

    На клинках клялись. Пели до петли.

    Да с кем ни куролесь, где ни колеси,

    А живи, как есть, в три погибели.

    Как в глухом лесу плачет черный дрозд.

    Как присело солнце с пустым ведром.

    Русую косу правит Вечный пост.

    Храни нас, Господь, покуда не грянет Гром!

    Другая тема в творчестве Александра Башлачева - любовь. Насколько простая поэтически, настолько же, пожалуй, и сложная для любого поэта. Писать о любви - своеобразное испытание, которое с честью может выдержать не каждый. Хотя нельзя сказать, что о любви Башлачев писал много. При всем своем трепетном отношении к этому чувству он не разбрасывался словом "любовь" без повода. Но зато когда "прорывало", говорил о любви всегда ярко и точно. Порой с эмоциональным накалом, а временами - с философской печалью. К своеобразной чистой любовной лирике в творчестве Башлачева можно отнести песню "Поезд № 193". Ее еще знают как "Перекресток железных дорог":

    ...Фильтр сигареты испачкан в крови.

    Я еду по минному полю любви.

    Хочу каждый день умирать у тебя на руках.

    Мне нужно хоть раз умереть у тебя на руках.

    Третья составляющая поэзии Башлачева - небо. Даже не упоминаемое в тексте ни разу, оно неизменно присутствует как бы "за кадром".

    "Небо над нами - это колокол без языка. Раньше язык был, но теперь небо пустое, и мы - рассыпанные по полю колокольчики..." - так объясняет Александр Башлачев свою программную вещь "Время колокольчиков", ставшую гимном рок-движения. Этой песней, пожалуй, и закончу разговор о нем.

    Время колокольчиков

    Долго шли зноем и морозами, все снесли и остались вольными,

    Жрали снег с кашею березовой и росли вровень с колокольнями.

    Если плач - не жалели соли мы, если пир - сахарного пряника.

    Звонари черными мозолями рвали нерв медного динамика.

    Но с каждым днем времена меняются. Купола растеряли золото.

    Звонари по миру слоняются, колокола сбиты и расколоты.

    Что ж теперь ходим круг да около на своем поле как подпольщики?

    Если нам не отлили колокол, значит, здесь время колокольчиков.

    Зазвенит сердце под рубашкою. Второпях врассыпную вороны.

    Эй! Выводи коренных с пристяжкою, и рванем на четыре стороны.

    Но сколько лет лошади не кованы, ни одно колесо не мазано.

    Плеток нет, седла разворованы, и давно все узлы развязаны.

    A на дожде все дороги радугой! Быть беде - нынче нам до смеха ли?

    Но если есть колокольчик под дугой, так, значит, все - заряжай, поехали!

    Загремим, засвистим, защелкаем, проберет до костей, до кончиков.

    Эй, братва, чуете печенками грозный смех русских колокольчиков?

    Век жуем матюги с молитвами. Век живем, хоть шары нам выколи.

    Спим да пьем сутками и литрами. И не поем - петь уже отвыкли.

    Долго ждем. Все ходили грязные, оттого сделались похожие,

    А под дождем оказались разные. Большинство-то честные, хорошие.

    И пусть разбит батюшка Царь-колокол, мы пришли с черными гитарами.

    Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл околдовали нас первыми ударами.

    И в груди искры электричества. Шапки в снег и рваните звонче-ка.

    Рок-н-ролл - славное язычество. Я люблю время колокольчиков.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/26663/


Распечатать: Поэт незнакомый но истинный РаспечататьОставить комментарий: Поэт незнакомый но истинный Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Поэт незнакомый но истинный Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007