Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
23 января 2009 | ЭКОНОМИКА |
Поджигатели в роли пожарныхВ свою бытность министром иностранных дел Эднан Карабаев призвал Всемирный банк продолжать оказывать Кыргызстану финансовую помощь в преодолении продовольственных и энергетических проблем. Обратная сторона В ответ на это заместитель главы представительства ВБ в КР Динара Джолдошева объявила, что республике банк дает 21 миллион долларов. Из них 10 млн на продовольственные нужды, 11 - в энергосектор. Последние пять лет Всемирный банк ежегодно предоставлял кредиты на сумму 20-25 миллиардов долларов. Из них 25% уходило на проекты в сфере закона, правопорядка и государственного управления, 10% отпускалось на финансирование программ по обеспечению населения водой, продовольствием и медицинскими услугами, а 9% выделялось на образование и сельское хозяйство. Но насколько действенна эта помощь? Пять лет назад американский исследовательский центр Heritage Foundation (HF) проанализировал, насколько кредиты того же Всемирного банка помогли наиболее бедным странам. С 1980 по 2003 год кредиты и гранты ВБ получили 105 бедных государств. За 23 года в 39 странах ВВП уменьшился. У 17 стран рост его был до 1%, в 33 - 1-4%. Лишь 12 получателей смогли существенно увеличить темпы экономического развития. В частности, деньги ВБ получили 48 государств Африки, где экономический спад был зафиксирован в 23 государствах. И только четыре смогли успешно развиваться экономически. Резюме HF: "Стратегия Всемирного банка априори неправильна. Сами по себе кредиты не способны эффективно поддерживать экономический рост и уменьшение уровня бедности. Эти задачи может решить только обеспечение экономической свободы и верховенства закона". А директор американского исследовательского Центра глобального развития Нэнси Бердсалл отметила: претензий к ВБ всего две. Во-первых, нелегитимность, ибо банк помогает правительствам и бизнесам, а не самим бедным. Во-вторых, неэффективность, так как ВБ занимается самыми разнообразными проектами, тратит на них большие деньги, но часто не достигает успехов. В 2001 году специальная комиссия Конгресса США, образованная для оценки результатов работы международных финансовых организаций, пришла к выводу, что 60% проектов Всемирного банка завершились неудачно. ДискоМВФорт У экспертов немало претензий и к Международному валютному фонду. Сейчас МВФ говорит: чтобы преодолеть нынешний кризис, надо бороться с инфляцией. Недавно его шеф Доминик Стросс-Кан призвал мировые финансовые центры выделить под это 1,2 триллиона долларов, примерно 2% мирового ВВП. Рецепты фонда новизной не отличаются. Отказывайтесь от регулирования валютного курса, снижайте таможенные тарифы, приватизируйте все, что только можно. Что получается на практике? В 1995 году в Испании прошла международная конференция "Наркотики и правовое государство". В главном докладе "Глобальный долг, макроэкономическая политика и отмывание денег" прозвучало: "Программа макроэкономической стабилизации МВФ способствовала разрушению экономики бывшего советского блока и демонтажу системы государственных предприятий. С конца 80-х годов "экономическое лекарство" МВФ и Всемирного банка навязано Восточной Европе, Югославии и бывшему СССР с опустошительными экономическими и социальными последствиями. Показательно, в какой степени эти экономические изменения в бывшем СССР разрушают общество и деформируют фундаментальные социальные отношения: криминализация экономики, разграбление государственной собственности, отмывание денег и утечка капиталов - вот результат реформ. Программа приватизации также способствует передаче значительной части государственной собственности в руки организованной преступности. Преступность пронизывает госаппарат и является мощной группой влияния, которая поддерживает экономические реформы... Неудивительно, что программа МВФ получила безоговорочную политическую поддержку "демократов", так как соответствует интересам нового коммерческого класса, включающего элементы, связанные с организованной преступностью". На форуме в Давосе в 1999 году патриарх американской политики Генри Киссинджер заявил: "Деятельность МВФ провоцирует падение правительств и обостряет социальную напряженность в ряде стран мира. Стратегия фонда становится источником внутренних трудностей, и это ведет к тому, что страны отдаляются от Запада". Любая реформа, в зависимости от ее "дозировки", очередности и своевременности, - это либо лекарство, либо яд. Но парадокс в том, что этим принципом разумно пользовались в основном неподконтрольные фонду страны. А там, где реформами "рулил" МВФ, обнаруживалась ущербность. Например, приватизация. В Китае и других относительно успешных странах, прежде чем отдать частнику "заводы, газеты, пароходы", государство создавало конкурентную среду. А вот в Кыргызстане "лошадь и телегу" - именно с подачи МВФ - поменяли местами. Ущербом, который нанесла эта подмена очередности, возмутился даже глава Всемирного банка Джеймс Вулфенсон. Он заявил: "Проведение приватизации до создания эффективной регулятивной системы или конкурентной среды может привести к катастрофе". Альтернативный выбор С точки зрения мировых финансовых центров, МВФ вообще не должен обеспечивать всеобщее процветание. В его уставе про это ничего не сказано. Зато там есть тезис о предотвращении диспропорций в мировой экономике. Можно только представить, какие диспропорции возникли бы в мировой экономике, если бы в начале 90-х годов Кыргызстан не пустил бы к себе ни МВФ, ни Всемирный и прочие банки и местные "недоолигархи" не распродали бы все советское наследство. Среди стран, реализующих реформы МВФ, успешной обычно называется лишь Боливия. Но известный экономист Джеффри Сакс, проводивший там реформы, отозвался об этом так: "Если позволить себе быть циничным, то надо констатировать: Боливия привыкла быть нищей страной, страдающей от гиперинфляции; теперь же она стала нищей страной, но без гиперинфляции". Особый разговор - о самих сотрудниках фонда. Директор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, академик Юрий Пахомов отмечает: "Проблема здесь есть, и ее не следует упрощать. Речь может идти не о факторе неквалифицированности, а о зауженной (в рамках убогих схем) специализации консультантов и советников от МВФ. Реформаторами, идеологами реформ должны быть люди, знающие "анатомию и физиологию", а также систему ценностей, социально-экономическую генетику реформируемого общества. Те же, кто отстаивал и навязывал схемы МВФ, ничего, кроме этих схем, не знали. Сама доктрина, а с ней и рецептура модели МВФ отличается упрощенностью, узостью, некомплексностью. Она игнорирует институты, отрицает промышленную политику, отвлекается от конкурентности, не считается с социальной сферой, особенностями структурного и организационного строения экономики". А итальянский аналитик Эннио Этциони так писал о советниках фонда: "Они знают параметры состояний, но не имеют понятия о процессах, которые происходят при переходе от одного состояния к другому". Не так-то уж был не прав Дж. Сакс, считавший МВФ смесью некомпетентности и предвзятости. Мы уже поплатились за то, что были отличниками МВФ и ВБ все годы реформ. Но наши власть имущие упорно не хотят замечать очевидных вещей - дальнейшие попытки приглашать поджигателей на роль пожарных приведут к тому, что все выгорит дотла. Выход из этой ситуации подсказан декларацией, принятой в Душанбе на саммите ШОС: "В условиях замедления роста мировой экономики особое значение приобретают проведение ответственной валютно-финансовой политики, контроль за движением капиталов, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности". Кризис дает нам возможность переиграть все по-своему. Вот только найдутся ли достойные игроки? Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/26237/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007