Распечатать: Глас вопиющего провинциала РаспечататьОставить комментарий: Глас вопиющего провинциала Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Глас вопиющего провинциала Посмотреть комментарии

7 октября 2008

ОБЩЕСТВО

Глас вопиющего провинциала

    Нет, я понимаю, что, пиши об этом или не пиши, все равно ничего не изменится. Так что прошу воспринимать сии строки всего лишь как глас провинциала, вопиющего в шестидесяти километрах от столицы... Сегодня Кыргызстан выглядит так: это большой (относительно, конечно) Бишкек, в котором есть почти все, как в Греции. А за ним, вокруг него, дальше него, до самых государственных границ - провинция. Жизнь в Бишкеке и провинции настолько разная, что можно подумать, это два совершенно разных государства. Когда стоишь на трассе и ловишь машину, то выглядит это так: в город едете? Даже если ты при этом стоишь как бы в городе Кара-Балта или как бы городе Токмак. Иногда машины ловят пассажиров, но и тогда текст аналогичный: вам в город? Потому что в Кыргызстане есть только один город, и имя ему Бишкек.

В   Бишкеке знают, что такое права человека, другой вопрос, соблюдаются они или нет, но тем не менее там о них знают. В провинции - нет. Здесь самих этих слов боятся почти так же, как слова "политика". Потому что поняли главное: политика и права человека - это что-то такое, что сопряжено с борьбой, проблемами и неприятностями. Столичные жители негодуют: ну прямо все к нам прут и прут, надоели! А что делать? Не все же могут уехать в Россию, Казахстан или Европу с Америкой, вот и едут в столицу в поисках более высокого уровня жизни. Из столицы домой молодежь (как правило, временно) возвращается со многими знаниями и проблемами. Но главное, чему она там учится, это цинизм. Делай что хочешь, только не попадайся.

    Столица - это нечто такое, ради чего даже правительство способно идти на экстремальные шаги. Скажем, весь год провинция сидела и сидит без света. Слухи о том, что в это самое время свет продавали Казахстану, передавались из уст в уста, как важная государственная тайна, за распространение которой вполне можно было оказаться арестованным. При этом провинция только глухо ворчала: а Бишкек не отключают! Потом стали отключать и Бишкек. Провинция поняла: ситуация в стране с энергетикой трагическая. А на днях премьер-министр, отвечая на вопросы депутатов, признался: да, продавали Казахстану свет и продаем, потому что на эти деньги... закупаем уголь для столичной ТЭЦ. Нет, ну нормально, пусть провинция сидит в средневековье, лишь бы столица отапливалась?! И после этого столичные жители еще удивляются, чего это мы к ним валом валим?! Братцы, так согреться, помыться, при свете посидеть! Мы ведь тоже люди. Или в нашей стране есть две категории граждан - столичные жители и провинциалы - со всеми вытекающими из этого обстоятельства неравенствами? Тогда почему бы это не зафиксировать в каком-нибудь законодательном документе?

    В этом месте отдельные чиновники явно приосанятся: а что? Вон и в России Москва лучше всех живет, и казахи свою столицу строят, как говорится, невзирая на регионы. Осмелюсь заметить, что параллели здесь не только неуместны, а вообще смешны. Там строят и что-то создают, подтягивая регионы к уровню столиц. А у нас провинция год сидит в полном мраке ночью и днем без телевизоров, компьютеров и холодильников только на том основании, что столицу нужно согреть. Может быть, тогда вообще провинцию отменить и создать по всей территории страны один только Бишкек?

    Тогда и провинциальные пенсионеры перестанут удивляться тому обстоятельству, что в столице их ровесники могут ездить бесплатно, а им, чтобы добраться до поликлиник и базаров, приходится платить. Зачем тогда вообще во всех этих городах и городишках, которые не столица, сидят мэры, депутаты и прочие чиновники административного ресурса? Может, стоит сэкономить на их зарплатах и бросить эти средства на развитие социальных программ? Ну уже всем ясно - это не города, тогда зачем создавать видимость с помощью так называемых городских властей?

    В провинции базары никто не контролирует, не столица, дороги и тротуары не ремонтирует - не столица, претензии граждан на более качественный уровень жизни в расчет не принимаются - не столица.

    Богатые провинциалы не вылезают из Бишкека, бедные провинциалы в нем не бывают годами, юные провинциалы отправляются в него сразу же, едва высохли чернила в аттестате зрелости. В Бишкек, в Бишкек, в Бишкек! Это потом, позже, они поймут, что и Бишкек, в общем-то, провинция. Но это потом, а пока что - в Бишкек!

    Нигде так ярко и четко не увидишь, насколько изменилось народонаселение за последние двадцать лет, как в провинции. Тысячи крепких мужчин от тридцати лет и выше целыми днями занимаются только тем, чтобы купить здесь и продать там, или наоборот. У каждого из них (почти у каждого) уже две жены. Будут они ждать, что там на этот счет скажет парламент! Жизнь изменилась, и в соответствии с этим меняются нравы и традиции. Их жены ходят в хиджабах. Поэтому странно смотреть на памятник Уркуе Салиевой в Бишкеке, где она этот хиджаб как раз и сбросила с головы, плеч, души, жизни. По возрасту она прабабушка или все-таки еще бабушка нынешним юным женщинам? Смелая, наверное, все-таки женщина была: вокруг все с закрытыми лицами, а она - нет. Или дело не в личной смелости или несмелости, а в чем-то другом? В чем?

    Только в провинции начинаешь понимать особенно сильно то обстоятельство, что в массе своей люди хотят быть ведомыми. Лидеры - это нечто особенное, редкое и не всегда имеющееся в наличии. Люди хотят, чтобы им сказали: а теперь делай так, иди сюда, не ходи туда, думай об этом и не думай о том. Во всяких социальных конфликтах то и дело слышится: а почему нам никто не объяснил, что мы право имеем? А почему нам никто не растолковал, не сказал, не поведал? Все ждут слова "отца", "матери", "пастыря", "учителя". Все! Но кто они - пастыри и учителя? Только теперь начинаю понимать роль комсомола и профсоюзов - там людям все объясняли, им от этого становилось легче. Теперь каждый ищет свой "профсоюз" самостоятельно. Мужья жен в хиджабах в массе своей очень уважительны к тем, кто старше по возрасту, и это радует. Но если на пути их перекупного бизнеса встанет другой, хотя бы и старший, не пощадят, не пожалеют. И это пугает.

    В провинции никто не читает газет. Не интересуется политикой. В провинции и в голову никому не придет проанализировать те или иные действия властей и высказать свои суждения по этому поводу. При всем том, что наша страна слывет едва ли не самой революционной в ЦА, провинциалы в массе своей совершенно аполитичны. То есть нет сознательного отношения к тем обстоятельствам, в которых живут. "Анализ" состоит только из двух цветов: да, это плохо, да, это хорошо. А почему это плохо и как сделать, чтобы хорошего было больше, - над этим голову не ломает никто. Хотя все ждут, что однажды появится сильный, честный, справедливый герой и поведет в светлое настоящее (именно настоящее, а не будущее, нынешние провинциалы слово "потом" не воспринимают и даже ненавидят). Каким он должен быть? Честным. Это качество называют практически все. А такие люди в принципе бывают? Задумываются: у нас не встречали. Еще каким? Справедливым. Это как? Это когда человека по поступкам оценивают, а не по родственным или еще каким связям. А так бывает? Говорят, что во многих странах так. И тяжело вздыхают.

    О Жогорку Кенеше и парламентариях знают только то, что туда трудно попасть и что там принимают законы, которые стабильнее и надежнее жизнь не делают. Прошу прочитать проекты двух-трех законов, которые как раз сейчас обсуждаются, и высказаться по ним. Листают, тяжело вздыхают, морщатся, кряхтят. Передают друг другу. Начинают читать вместе, сбиваются, путаются в словах, смысл не улавливают совершенно. Сдаются: нет, ну его к Богу, этот проект, ничего не понятно. Но ведь скоро он станет законом и по нему придется жить! Уходят в юмор: ай, если бы мы ко всему этому так серьезно относились, когда бы мы сажали картошку и помидоры? Сидели бы на базаре? Таксовали? Законы сами по себе, мы сами по себе. Не по ним мы живем, а по жизни. Эти законы для Бишкека пишутся. Вот там их пусть и читают.

    Истинный провинциал сметлив, умен, трудолюбив, более прозрачен для окружающих, чем столичный житель, потому что в провинции все знают всех и здесь практически невозможно выдать желаемое за действительное. Если человек живет воровством - знают все, если он лгун и жадина - знают все, если подлец - его обходят все. Если в каком-то дворе вдруг не погас свет, значит, здесь живет какой-то местный начальник и ему зачем-то нужен свет сейчас, когда у всех остальных света нет. Понимают: все будет происходить так, как это кому-то выгодно, а им остается только одно - выживать в любых обстоятельствах. Одни усиленно учат детей русскому языку, другие - арабскому, все понимают, если дело пойдет так и дальше, то нужно будет уезжать. А детей много, много, очень много...

    Людмила ЖОЛМУХАМЕДОВА.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/24787/


Распечатать: Глас вопиющего провинциала РаспечататьОставить комментарий: Глас вопиющего провинциала Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Глас вопиющего провинциала Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007