Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
19 сентября 2008 | ЭКОНОМИКА |
ПоВЕДЕНИЕ бизнесаСогласно отчету Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, заниматься бизнесом в Кыргызстане стало проще. Более того, республика попала в тройку лидеров- реформаторов в рейтинге Doing Business. По прилежности на пути к светлому будущему, которое указывает нам Всемирный банк, мы уступаем только Азербайджану и Албании. Напомню, шесть лет назад была предпринята попытка вывести заветную формулу всеобщего экономического процветания. Под брендом Всемирного банка - международного института с довольно серьезной репутацией - озвучивались доклады Doing Business ("Ведение бизнеса"), выводы которых представлялись правительствам государств как единственно верный путь при реформировании их национальных правовых систем, отступление от которого означало бы экономический крах. Рейтинги рассчитываются исходя из числа и сложности процедур, связанных с предпринимательской деятельностью в 181 стране мира. По задумке лидеры этого списка и являются странами с наибольшей деловой привлекательностью. Если верить рейтингу, таковыми являются Сингапур, Новая Зеландия, США, Гонконг, Дания, Великобритания, Ирландия, Канада, Австралия, Норвегия. Кыргызстану отведено почетное 68-е место. При этом, опять же если верить специалистам из Всемирного банка, по своей деловой привлекательности мы опережаем не только Гвинею-Бисау или республику Чад, но и Казахстан (70-е место), Беларусь (85), Молдову (103), Узбекистан (138), а также таких монстров мировой экономики, как Россия (120-е место), Индия (122) и даже Китай (83). Впереди планеты всей Особую похвалу правительство Кыргызстана заслужило не за то, что мы находимся в уверенных середнячках, а за стремление стать лучше. Так, только за последние полгода в рейтинге мы поднялись на 26 ступенек вверх. Чтобы совершить столь ощутимый рывок, в стране была начата специальная программа "Сто дней реформ". В рекордно сжатые сроки были внесены изменения в законодательство, позволяющие, как сказано в отчете, "миноритарным инвесторам предпринимать юридические действия в качестве акционеров. Эти же изменения предусматривают требование о проведении независимой оценки сделок с заинтересованностью перед их одобрением. Кроме того, члены совета директоров компании могут быть привлечены к ответственности за халатность, если своими действиями они нанесли ущерб интересам миноритарных акционеров; в этом случае они обязаны возместить ущерб и вернуть незаконно полученную прибыль. Введена новая система регистрации предприятий, действующая по принципу "одного окна", оптимизированы и упрощены процедуры регистрации предприятий, отменены некоторые требования. Например, не требуется документ о регистрации предпринимателя по месту жительства. Наличие у предприятия печати не является теперь обязательным требованием. Оформление разрешений на строительство также упрощено: введена система "одного окна", позволяющая получить в одном ведомстве три разрешения - на проектирование, на строительство и на сдачу объекта в эксплуатацию. В результате реформы отменено 9 процедур, сроки оформления разрешений сократились почти на 6 месяцев, а связанные с этим затраты - с 759 до 406% величины дохода на душу населения". А деньги где? На бумаге все выглядит гладко и весьма логично. Однако рейтинговое повышение нашей деловой привлекательности не отразилось на реальном притоке внешних инвестиций в экономику республики. Настораживает и крайне низкое место стран (того же Китая), которые на самом деле являются лидерами по привлечению иностранных инвестиций. Кроме того, не приведет ли упразднение некоторых разрешительных процедур, например, в строительной сфере к неразберихе в отрасли? Ведь и сейчас у нас строят кто где и как хочет. - Мы рассматриваем положение в стране на основании стандартного примера, то есть описываем ситуацию и отслеживаем время, количество процедур и стоимость для завершения этой процедуры, в данном случае получения разрешительных документов на строительство, - разъяснили соавторы доклада. - При этом исходим из простой логики: если компания готовит все соответствующие документы и правильно разрабатывает всю проектную документацию, то основной регулятор (в данном случае архитектурная надзорная служба) должен обеспечивать контроль этих документов, при этом сократив контакты до минимума. Ведь чем больше контактов, тем больше возможность злоупотребить своим положением. Что касается хаоса на строительном рынке, то сейчас мы начинаем вторую фазу реформирования, где будет решаться и эта проблема. При этом соавторы доклада выразили надежду, что предпринятые республикой усилия будут иметь положительный эффект в будущем, поскольку "начатый вами путь - это марафонская дистанция. Ведь когда выходит закон, то часто приходится ждать год-два для введения в силу подзаконных актов. Сейчас правительство КР переходит к следующему этапу - осуществлению более глубинных реформ. В любом случае мы видим, что кабмин республики поставил перед собой весьма амбициозную задачу - привести законодательство в соответствие не просто с международными стандартами, а с самыми высокими международными стандартами. Нам представляется, что реформы будут продолжены и их фронт будет расширен". Между тем специалисты, составляющие рейтинг Doing Business, признали, что их методология достаточно узка, поскольку не учитывает макроэкономическую ситуацию, не рассматривает состояние преступности и приближенность к основным рынкам сбыта. Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/24559/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007