Распечатать: Сможем ли завлечь инвесторов? РаспечататьОставить комментарий: Сможем ли завлечь инвесторов? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Сможем ли завлечь инвесторов? Посмотреть комментарии

26 июня 2007

ЭКОНОМИКА

Сможем ли завлечь инвесторов?

    Минуло 9 месяцев с момента, когда президент Курманбек Бакиев обратился первым в ранге главы государства Посланием к народу. Как же реализуются поставленные им задачи? Сентябрьское прошлого года послание "О национальной стратегии развития и ближайших задачах" стало, пожалуй, первым в ряду этих традиционных обращений главы государства за все годы независимости Кыргызстана, за которым последовало конкретное действие. И достаточно серьезное. Я имею в виду разработку Стратегии развития страны (СРС) на 2007-2010 годы и проведение в связи с этим представительного международного форума.

    В послании глава государства определил в сфере экономики четыре приоритетных направления: крупные инвестиционные проекты; повышение экономической активности населения, улучшение бизнес-сферы, совершенствование структуры экономики; развитие сельского хозяйства; придание экономике инновационной направленности.

    На первое место К. Бакиев поставил инвестиции, поскольку они были и остаются одним из принципиальных индикаторов роста экономики. Без них невозможно выполнение основной стратегической задачи - обеспечения достойной жизни граждан республики. К сожалению, привлечение крупных иностранных инвестиций в экономику остается одним из наиболее уязвимых мест государства во внешнеэкономической политике.

    Как отмечается в СРС, по данным Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития, инвестиционный климат характеризуется неэффективностью и непредсказуемостью, интегральный показатель качества инвестиционного климата в Кыргызстане составил 25,2 балла, при среднем показателе для стран Европы и Центральной Азии 18,2 (чем ниже показатель, тем выше качество инвестиционного климата). Иными словами, два ведущих международных банка оценивают Кыргызстан как один из наименее благоприятных в инвестиционном отношении в обозначенном регионе.

    В связи с этим ставится задача выйти в 2009 году на уровень среднерегиональной инвестиционной привлекательности, то есть 18,2 балла, а в 2010-м - превзойти его. Задача чрезвычайно сложная. Трудно заманить состоятельных инвесторов в страну, где, как отмечается в обследовании авторитетных международных финансовых институтов, низкое качество налогового администрирования, нет определенности и предсказуемости изменений в экономической политике государства, чрезмерно высоки уровень коррупции и стоимость финансирования, затяжная макроэкономическая нестабильность, неупорядоченное таможенное и внешнеторговое регулирование, достаточно сильно развита преступность и нет элементарного порядка, дефицит профессиональных и высококвалифицированных работников, труднодоступны финансовые ресурсы, не вызывает доверия судебная система, при разрешении конфликтов в судах главную роль зачастую играют не законы, а подкуп судей.

    Обратим внимание, это оценка сочувственно и доброжелательно относящихся к нам структур. Чтобы значительно улучшить инвестиционный климат в Кыргызстане, требуется навести порядок практически во всех сферах государственного управления и регулирования сверху донизу.

    Возьмем, к примеру, финансово-банковский сектор. Практически все представители малого и среднего бизнеса, сельские фермеры и руководители крестьянских хозяйств отмечают высокие процентные ставки по кредитам. Ряд последних лет Минфин из года в год отмечает низкую инфляцию в стране (в пределах 4-5 процентов) и в то же время стоимость кредитования непомерно высока. В 2005 году средневзвешенная кредитная ставка в сомах составила 24,9 и в валюте - 18,7 процента. Достаточно большими остаются ножницы между кредитными и депозитными ставками. В 2005 году эта разность вплотную приблизилась к 19 процентам. Это в три с лишним раза больше средней по странам Европы и Центральной Азии. При этом требование к стоимости залогового обеспечения в банках Кыргызстана превышает 180 процентов стоимости кредита при средней по всему обширному региону менее 154 процентов. Нужно ли после этого удивляться тому, что в 2005 году из общих финансовых ресурсов бизнеса республики лишь 8,4 процента было заимствовано из банковской системы, что чуть ли не в два раза ниже, чем в среднем по вышеозначенным странам.

    Чтобы банкам и подобным учреждениям энергичнее развиваться самим и активнее влиять на становление кыргызстанской экономики, на расширение малого и среднего бизнеса и укрепление аграрного сектора, следует прежде всего сделать более доступными кредиты.

    Кстати, как отмечается в СРС, чтобы повысить доверие граждан к банковской системе, убедить их, что хранить личные сбережения все же выгоднее в коммерческих банках, нежели в чулках или под матрасами, будет поэтапно внедряться система страхования депозитов. А для этого необходимо принять закон "О защите депозитов" и внести соответствующие изменения в судебно-процессуальное и банковское законодательство.

    В связи с этим у меня возникают вот какие сомнения. Все мы знаем, что президент и правительство страны неоднократно ставили перед депутатами Жогорку Кенеша вопрос о необходимости принятия этого закона. Известно также, что две трети

    активов банковской системы Кыргызстана приходится на долю иностранных коммерческих банков. Так чьи же интересы лоббируют народные избранники республики, почему так откровенно заволокичивают принятие закона о защите сбережений, а с ним - прав и финансовых интересов рядовых вкладчиков?

    Инвесторы из года в год сетуют на одни и те же беды: непредсказуемость и частая смена правил игры, законы недолговечны, неработающие, а потому бесполезны, в силу чего иностранные предприниматели беспомощны и бесправны; громоздка и неразворотлива регуляторно-бюрократическая система (на что в странах с устоявшейся рыночной экономикой тратятся считанные дни, у нас - недели, а то и месяцы); нескоординированные, а то и взаимоисключающие действия госструктур, вызванные противоречиями и разночтениями законов; отсутствие или невозможность получить элементарную информацию; слабая инфраструктура - плохие автодороги, отсутствие железнодорожных и морских путей; неразвитая система воздушного сообщения; ненадежное обеспечение личной безопасности инвестора и отсутствие твердых гарантий сохранности вложенного капитала.

    Вот и на встрече с новым составом правительства в феврале этого года К. Бакиев в очередной раз отмечал: "Особенно большого внимания правительства требует привлечение инвестиций. Я говорю об этом каждый раз, в своем послании требовал, чтобы правительство буквально установило задания по привлечению инвестиций, в том числе для каждого региона, для каждого сегмента экономики и каждый день работало над этим. Ничего этого так и не сделано. Мы только разговариваем о благоприятной инвестиционной среде да строим прожекты, кто к нам придет и что построит. Даже с теми, кто хочет вкладывать деньги в нашей стране, нет предметной работы, не можем даже законы собственные принять, чтобы позволяли частному капиталу прийти. Только меморандумы умеем подписывать".

    Другой блок проблем - груз налогового бремени и качества налогового администрирования. Сколько лет ведутся принципиальные споры фискалов и финансистов, с одной стороны, и представителей бизнеса и товаропроизводителей, с другой, вокруг новой редакции Налогового кодекса. Помнится, еще летом прошлого года сообщалось, что все разногласия утрясены и документ практически готов. Отмечалось также, что он предусматривает значительное упрощение системы налогообложения, внедрение более низких налоговых ставок и расширение налоговой базы, более справедливое распределение налогового бремени между налогоплательщиками, создание равных условий налогообложения для зарубежных и отечественных предпринимателей, введение презумпции добросовестности и поощрение добросовестных налогоплательщиков, а также много кое-чего другого. При этом всякий раз подчеркивалось, что принятие Налогового кодекса - дело ближайшего будущего. Однако заканчивается первое полугодие 2007 года, а налоговая библия страны так и не утверждена.

    Если Жогорку Кенеш будет и впредь действовать подобными методами и темпами, с принятием не только новой редакции Налогового кодекса, но и других фундаментальных и основополагающих законодательных актов, то можно уже сегодня ставить большой крест на реализации так тщательно проработанной Стратегии развития страны.

    Наряду с налоговой требуются кардинальные коррективы деятельности таможенной службы. Прежде всего следует упростить таможенные процедуры на границе, обеспечить по максимуму прозрачность взимания и прохождения таможенных сборов за счет свободного доступа заинтересованных лиц ко всей требуемой информации, внедрения полной автоматизации таможенного оформления и контроля, сведя к минимуму прямые контакты таможенников и представителей бизнес-сообщества.

    Когда я смотрю на затянувшиеся ожесточенные споры вокруг Камбаратинских ГЭС, когда вспоминаю, с каким откровенным надувательством столкнулись в свое время представители международного консорциума "Мадсам", готовые вложить солидные инвестиции в освоение угольного месторождения Кара-Кече, когда думаю о неприличной возне вокруг других инвестиционных проектов, поневоле прихожу к выводу, что правительство, чтобы избежать политических игр, связанных с этими лакомыми объектами, должно было прежде всего решить для себя, до каких границ и на каких условиях допускать иностранных инвесторов в кыргызстанские стратегические отрасли, законодательно закрепить правила игры на инвестиционном поле и строго придерживаться их выполнения.

    Пока же получается так, что Кыргызстан то механически открывает для всех желающих возможность участия в стратегически важных предприятиях, то так же механически их закрывает. Подобная непоследовательность и неразборчивость приводят к тому, что в республику под видом солидных инвесторов нередко проникают сомнительные личности, а то и откровенные проходимцы, возникают нежелательные эксцессы, подрывающие имидж и авторитет Кыргызстана в глазах мирового экономического сообщества, негативно влияющие на развитие экономики.

    Правительственным и государственным чиновникам следует уяснить, что иностранные инвесторы - наши союзники в укреплении доверия к Кыргызстану, в создании условий для нашего экономического роста, а значит, и роста качества жизни кыргызстанцев.

    Практика и опыт реализации Стратегии развития должны способствовать повышению имиджа страны, должны разрушить устоявшиеся стереотипы в восприятии инвестиционного климата Кыргызстана.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/19013/


Распечатать: Сможем ли завлечь инвесторов? РаспечататьОставить комментарий: Сможем ли завлечь инвесторов? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Сможем ли завлечь инвесторов? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007