Риэлторско–нотариальная мафия по–кантски
Работа агентств по операциям с недвижимостью практически никем не контролируется. Сколько и как совершаются сделки, остается тайной. Даже всемогущие налоговики вынуждены верить лишь скромным отчетам, где вряд ли указывается настоящая прибыль. Между тем риэлторские конторы растут как грибы после дождя и деятельность некоторых должна привлечь внимание правоохранительных органов. Но этого не происходит, законодательство не позволяет. Зато риэлторы облапошивают простых людей за милую душу.
Героиня нашего материала очень просила не называть ее настоящего имени. Причина проста: там, где она живет, риэлторская мафия пустила довольно обширные корни, и женщина просто опасается за свою жизнь. Галина Казаченко (имя изменено) узнала из рекламы о продаже в рассрочку квартиры. За 5 тысяч долларов. Она обратилась по указанному адресу в риэлторскую компанию “Акбар”, расположенную в Канте. Ее радушно встретили и повезли смотреть жилье. Галине квартира понравилась, хотя ремонт требовался основательный. Вернувшись в офис фирмы, в срочном порядке составили договор. Затем агенты компании повезли Галину в больницу, где якобы находилась хозяйка квартиры. После того как Галина поговорила с владелицей недвижимости, она успокоилась и попросила агентов показать ей документы на квартиру. Б. Абдыбакиров заявил, что все бумаги находятся в Госрегистре и будут готовы в течение недели и что этим занимается Т. Сманалиев, как выяснилось, в недалеком прошлом сосед Галины. Последние сомнения отпали, и Галина стала ждать назначенного срока.
В конце марта, как было назначено, Г. Казаченко пришла в “Акбар”, там ее ждала молодая женщина, которая представилась… хозяйкой квартиры и назвалась Айтолкун Шатмановой. Позже выяснилось, что Шатманова — доверенное лицо той хозяйки, что лежала в больнице. Галина Казаченко все же попросила, чтобы соглашение о купле–продаже было оформлено нотариально. Женщине сказали, что нотариус заболел. Но в этот же день Б. Абдыбакиров позвонил Галине домой и попросил прийти в контору с деньгами. Казаченко пришла, и тут началось… Ей поначалу предложили заключить частное соглашение и отдать деньги риэлторам, пригласили даже юристов компании, которые проверили все документы. Галину убедили, что такая спешка нужна, чтобы ускорить подготовку документов. Затем у Казаченко и у “хозяйки” квартиры забрали паспорта для дальнейшего оформления сделки. Понадеявшись на честность бывшего соседа, Казаченко попросила, чтобы в договоре было указано, что сделка совершена через фирму “Акбар”. На что представители фирмы ответили, что за это нужно платить лишние деньги. Однако фирмачи взяли 150 долларов у Казаченко за услуги риэлторов.
В итоге 2000 долларов было передано представителям фирмы, составлены все необходимые расписки, и Казаченко спокойно ушла домой. На следующий день Галина снова пришла к риэлторам. Абдыбакиров предложил ей заплатить еще 500 долларов, за то, что якобы услуги по оформлению подорожали. Галина, заподозрив неладное, потребовала ключи от квартиры. Но ее просьба была проигнорирована. А мнимая хозяйка исчезла в неизвестном направлении. Потом оказалось, что особа, выдававшая себя за владелицу квартиры, таковой не является, а паспорт взяла у сестренки. С того времени Галина Казаченко стала ежедневно наведываться в агентство “Акбар” с требованием предоставить ей документы на жилье. И вот однажды встретила там эту самую лжехозяйку.
Чтобы последняя вновь не исчезла, Галина решилась на отчаянный шаг… пригласила ее пожить у себя дома. Предложение было с радостью принято. Девица прожила у Галины более двух месяцев, заняла 5 тысяч сомов (детей якобы не на что кормить) и благополучно смылась. С большим трудом, но ключи от квартиры Галине все же удалось отвоевать. Но радость бедной женщины была преждевременной. В один прекрасный день появилась истинная хозяйка квартиры, которая даже не предполагала, что ее жилье давно продано.
В начале июня Казаченко обратилась с заявлением в Ысык–Атинский ОВД. Материалы попали к следователю СО Ысык–Атинского ОВД капитану Ш. Сманову. Он вынес постановление… об отказе в возбуждении уголовного дела из–за отсутствия состава преступления.
Тогда Галина обратилась к прокурору. Уголовное дело возбуждается, но уже следователем А. Кожомсановым. Он направляет запрос начальнику Ысык–Атинского районного управления по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество с просьбой сообщить, на чье имя все же зарегистрирована эта злосчастная квартира. Выясняется, что “…квартира ни за кем не зарегистрирована”.
В процессе следствия всплыла доверенность, что Айтолкун Шатманова доверяет Айнуре Эралкановой получить деньги за вышеуказанную квартиру. А вот подпись под доверенностью не Шатмановой. Куда смотрел нотариус (чей офис расположен рядом с “Акбаром”), удостоверяя эту доверенность?
Фирма “Акбар” существует и сейчас. Объявления о предоставлении риэлторских услуг развешаны по всему Канту, только вывеску им пришлось снять, дабы общественность не будоражить.
Способов квартирных “кидаловых” превеликое множество. Прежде всего такими махинациями занимаются люди, не имеющие специального разрешения на ведение риэлторской деятельности, так называемые черные маклеры.
Итак, способ первый. В квартире, которую вам продают, вполне может проживать человек, который состоит на учете в нарко– или психоневрологическом диспансере. Вы покупаете квартиру, а спустя некоторое время родственники больного отправляются в суд со справкой о его невменяемости. Суд, естественно, принимает решение о том, что вам должны вернуть деньги. Но, во–первых, далеко не факт, что эти деньги вам вернут, а во–вторых, в договоре, как правило, фиксируется сумма меньше той, которая реально фигурировала при сделке.
Способ второй. На квартиру, которую вы приобрели, может претендовать человек, находящийся в это время в местах не столь отдаленных. На момент отсидки его из квартиры выписывают, но прав на проживание в ней он не теряет. Так что спустя короткое время у вас вполне может появиться сосед.
Способ третий. Часто люди при покупке жилплощади страдают от элементарной невнимательности. Человек покупает квартиру, а когда приходит момент в нее заселяться, с удивлением обнаруживает, что квартира не та, которую ему показывали. Она действительно находится на этой улице, только в другом доме, и не трехкомнатная, а однокомнатная.
Способ четвертый. При приватизации квартиры до середины 90–х можно было не указывать среди ее владельцев малолетних детей. Квартира приватизировалась на мать и отца. Спустя энное количество лет дети из квартиры выписываются, а родители ее продают. Только фишка в том, что хотя дети не являлись приватизаторами, прав своих на квартиру не лишились. Поэтому они легко могут подать в суд на своих папу и маму — сделка аннулируется. Вам как покупателю, конечно, возвращают деньги, но опять же только ту сумму, которая указывается в БТИ.
Способ пятый. Квартира продается не самим владельцем, а его доверенным лицом. Вы оформляете все документы и регистрируетесь в необходимых инстанциях. И тут раздается звонок хозяина квартиры: доверенность он отозвал буквально за несколько дней до того, как вам продали по ней квартиру, а где искать этого жулика и понятия не имеет. Очень близок к этому способу и вариант продажи по доверенности, когда владелец квартиры умер. В этом случае доверенность также теряет свою силу.
Это только малая доля распространенного обмана в сфере недвижимости. Разобраться самому, конечно, можно. Но все же безопаснее и надежнее иметь дело с риэлторами, но только с теми, кто имеет лицензию. При работе с черными маклерами риск того, что может произойти один из вышеперечисленных вариантов, достаточно высок.
Любовь БОРИСЕНКО.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/17301/