На бензиновой игле
Убытки республиканского бюджета от контрабанды горюче–смазочных материалов, по оценкам специалистов, составляют ежегодно более 500 млн. сомов. Как остановить нелегальный бензиновый поток?
Ассоциация нефтетрейдеров, компания “Газпром нефть Азия” обратились к пограничникам с просьбой поставить заслон контрабанде ГСМ. Был организован рейд, в котором кроме вышеупомянутых структур участвовали сотрудники Службы финансовой полиции и журналисты.
Нелегальный завоз топлива в Кыргызстан, по признанию президента Ассоциации нефтетрейдеров Базарбая Мамбетова, становится все изощреннее. Контрабандное и контрафактное горючее в основном попадает к нам из Казахстана. Цистерны доставляются автомашинами по объездным дорогам или через броды в реке Чу. Легальная продажа бензина значительно снизилась. Упали и доходы государства от реализации ГСМ.
— Контрафактный продукт, как правило, по демпинговым ценам завозится на АЗС республики, разрушая таким образом цивилизованный рынок практически во всех регионах, — заявил Мамбетов.
Пограничная служба, МВД, таможенная инспекция, Служба финансовой полиции регулярно отчитываются о мерах по ликвидации контрабанды ГСМ. Однако в реальности контрабанда не убывает. Если верить Ассоциации нефтетрейдеров, доля контрабандного топлива в Кыргызстане уже выросла до 80 процентов общего объема ГСМ, 40 процентов топлива, попадающего в республику, контрафактное. Вдоль кыргызско–казахской границы стоит целый ряд мелких предприятий, где производят дешевое горючее. Легальные же нефтепродукты поступают в республику по железной дороге с нефтеперерабатывающих заводов.
В ходе рейда было обнаружено более тридцати транспортных коридоров через Чу. Львиная доля нелегала направляется в Иссык–Кульскую область.
— Мы намерены ужесточить контроль завоза ГСМ. Я связался с пограничными и таможенными службами. Планирую встретиться с официальными поставщиками и узнать их проблемы. Конечно, такая ситуация, когда бюджет страны теряет колоссальные суммы, просто недопустима, — заявил губернатор Иссык–Кульской области Кыдыкбек Исаев.
Наша страна зависит от поставок топлива извне. Чтобы обеспечить потребность, Кыргызстан ввозит горючее из Казахстана и России. Емкость местного рынка нефтепродуктов составляет 450 тысяч тонн в год. В 2006 году более 90 процентов легально ввозимого в Кыргызстан горючего было российского производства. Оно более высокого качества.
Одно время Кыргызстан лелеял надежду наладить выпуск собственного горючего. На юге был построен крупный нефтеперерабатывающий завод. Но он простаивает, а его оборудование постепенно приходит в негодность. С распадом СССР предприятие столкнулось с практически полным прекращением поставок сырья. А собственной нефти хватает лишь на частичное удовлетворение потребностей южных регионов. По этой причине топливо всегда в цене. Причем стоимость его растет. Так, с начала года она выросла примерно на 10—15 процентов. А в прошлом году — на 20.
По словам Базарбая Мамбетова, повышения цен на ГСМ в первом квартале не предвидится. В 2007 году намечено сочетать экономическую целесообразность и социальную ответственность перед потребителями.
Любовь БОРИСЕНКО.
Фото Владимира ВОРОНИНА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/17113/