Неожиданные плоды
Памятник будет работать
В 1967 году в местечке Абу–Симбел на берегу Нила прошла фантастическая спасательная операция: из зоны затопления будущего водохранилища были подняты на 64 метра выше по утесу два гигантских скальных сооружения XIII в. до н. э. — Большой храм, или храм Рамсеса II, и Малый, его жены Нефертари. Под эгидой ЮНЕСКО шедевры древнеегипетских зодчих вызволял из беды весь мир: авторитетнейшие специалисты ломали головы над проектами, в разных странах собирали деньги на воплощение дерзкого замысла.
Семилетняя эпопея принесла неожиданные плоды: к труднодоступным колоссам, затерянным в песках Нубийской пустыни, хлынули туристы. Ведь храмы стали знамениты. Появились скоростные суда, доставляющие толпы приезжих по реке к цели путешествия, развилась сфера услуг. Экономически отсталый район получил солидный доход. И сам собой решился вопрос, где взять средства для сохранения исторических сокровищ. Так возникла политика культурного туризма.
Как вызвать цепную реакцию
За год до рукотворного “вознесения” храмового комплекса тогдашний генеральный директор ЮНЕСКО Рене Майо тревожился, что состояние памятников в мире ухудшается и человечество может потерять свои ценности. Ведь уход за ними требует крупных вложений. Многим государствам не хватает средств для экономического развития, и они не станут вкладывать из кредитов в памятники, которые “еще вчера считались роскошью”. Но если будет признано, что памятники могут содействовать развитию туризма, сказал г–н Майо на сессии Исполнительного совета ООН по вопросам культуры, будет легче не только обеспечить их сохранность, но и создать возможность лучше познакомиться с ними и оценить их…
Слова гендиректора оправдались. Путешественников притягивают достопримечательности. Страны, ощутившие это на своем раздобревшем бюджете — в иных туризм дает половину всех валютных поступлений, — осваивают для показа все новые памятники и исторические районы. И забота о сохранении культурных сокровищ для них уже не “роскошь”, а необходимость. По данным ООН и других международных организаций, последствия нефтяного кризиса 1973 года ударили по многим отраслям экономики, а туризм, напротив, окреп.
Итальянский публицист Вито Сансоне утверждает: “Способствуя развитию туризма, памятники представляют скрытую экономическую ценность, только ее нужно надлежащим образом эксплуатировать”, “вызвать цепную реакцию по спирали: памятники привлекают туристов; туристы приносят деньги; часть прибыли вкладывается в консервацию, реставрацию и освоение памятников с тем, чтобы они привлекали больше туристов…”.
С легкой руки ЮНЕСКО
Теперь, на сороковом году возникновения культурного туризма, остроумной находкой практичного Запада воспользуется Кыргызстан. В 35 километрах к востоку от Бишкека создается первый в Центральной Азии археологический парк — приманка для туристов. Это единственная возможность уберечь от гибели будущие “экспонаты” — остатки трех городов, процветавших в средние века на Великом Шелковом пути. Замечательно, что население их было пестрое, многонациональное. До нас дошли культовые сооружения крупнейших мировых религий — минарет Бурана, кельи христианских монахов, руины двух буддийских храмов. Городища Красная Речка (в старину Навекат), Бурана (Баласагын), Ак–Бешим (Суяб) — наше национальное достояние, памятники глобального масштаба: последние год–два их рассматривают как наиболее вероятные археологические объекты КР для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как в истории с “переездом” храмов Абу–Симбела, ЮНЕСКО и в нашем случае играет первую скрипку. Три года здесь реализуется проект этой организации по сохранению исторических руин Навеката, Баласагына, Суяба. Нынче работы, финансируемые Японским трастовым фондом, завершаются, но с легкой руки ЮНЕСКО спасение памятников продолжается. Вклад нашей страны в благое дело — разработка проектов охранных зон всех трех городищ. Начало положено: специалисты научно–исследовательского проектного бюро “Кыргызреставрация” подготовили проект охранных зон для Красной Речки. А учитывая, что она станет “турпродуктом”, создали проект–близнец, в котором определили лучшие точки обзора ее достопримечательностей.
Охранные зоны — особо отведенные земли вокруг памятника, которые обеспечивают его сохранность. Центр — территория, где он находится, на карте обозначен предупреждающим красным цветом — внимание: зона строгого режима. Здесь запрещена любая хозяйственная деятельность. Можно вести только специальные работы по сохранению “VIP”-объекта. Чем дальше от него, тем свободнее режим на заповедной территории, меньше запретов.
Если бы к делу подходили, как велит закон, охранные меры приняли бы еще лет 50 назад, когда археологические экспедиции только открыли Навекат. Потому что — печальная аксиома! — ни стихии, ни время не наносят такого катастрофического урона мировому историко–культурному наследию, как хозяйственная деятельность потомков. На месте громадного для средневековья города площадью 21 квадратный километр наши современники пахали, сеяли, пасли скот. Безвозвратно исчезли под плугом городские валы, крепостные стены 6—8–метровой ширины. Нынешней осенью удалось обнаружить и подвергнуть консервации лишь ничтожную часть — несколько небольших фрагментов крепостных стен. Отныне они неприкосновенны. Разработка охранных зон Красной Речки — первый шаг к созданию археологического парка.
Городище станет кормильцем
Теперь проект должно утвердить правительство. Тогда парк обретет статус, и вступит в силу менеджмент–план, документ, предусматривающий все, что нужно для нормальной работы парка.
А пока в будущих заповедных зонах частные наделы. Их потребуется выкупить у крестьян или дать взамен участки из госрезерва. Землевладельцы согласны: с ними договорились органы местного самоуправления. Плюс к тому айыл окмоту выделил охрану для городища, утвердил директора, благоустраивает дорогу. Впрочем, туроператоров бездорожье не останавливало, они и по ухабам возили сюда гостей.
Как показал прошедший в Минкультуры круглый стол по презентации и обсуждению проекта охранных зон, многие заинтересованы в существовании археологического парка — историки, реставраторы, архитекторы, Национальная комиссия ЮНЕСКО, министерства культуры, туризма, власти села Красная Речка и Ысык–Атинского района, где расположен памятник. И это важно: дело нельзя пускать на самотек.
Отныне селу надлежит расти и развиваться с оглядкой на парк — не повредить ценные “осколки древней цивилизации”, не нарушить панорам. Поэтому никаких Нью–Васюков, дома здесь разрешено возводить только усадебного типа, не выше трех этажей.
Пустить туристов — только группами, с экскурсоводами — намечено уже в наступающем году. Причем ставка делается на западных путешественников. Участников круглого стола не смущало, что на месте будущей туристской Мекки пока мусор и “надо ухитриться пройти так, чтобы не сломать ногу”. Они с подъемом обсуждали, каким образом “нейтрализовать дисгармоничные” кошары и конеферму, которые портят вид на памятник, как с минимальными затратами заполучить инфраструктуру. Выходило очень просто: нужно использовать местный потенциал. У селян добротное жилье — это же готовые гостевые дома, такое практикуется за рубежом. Желающих надо переориентировать на работу в турбизнесе — появятся кафе–рестораны, магазины, сувенирные лавочки. Нормативно–правовая база для этого есть.
Вот только средств на разработку охранных зон Баласагына и Суяба у государства нет. Их должен будет заработать парк. Как и на свое обустройство.
Обратная сторона медали
Миллион туристов пробежится, затопчет памятник, больше никто не придет, сказала одна из участниц круглого стола. Вполне оправданное опасение. Ведь большинство древностей трех городищ хрупкие, сложены из сырцового кирпича. А их еще надо уберечь и от любителей отколупнуть кусочек памятника, чтобы увезти с собой. Знакомый рассказал, вернувшись из Египта, что именно для полчищ, охочих до сувениров, к пирамидам каждый день машинами привозят щебень. И разбирают! А иначе великие усыпальницы фараонов, простоявшие 40 веков, растащили бы на память. Может быть, и нам подстраховаться — производить для таких целей осколки сырцовых кирпичей? И еще. Включая цепную реакцию памятник — турист — деньги — реставрация… важно не забыть главное звено, ради чего огород городили, — памятник. Чтобы жить и работать долго, он должен получать не по остаточному принципу, а как положено — свою долю сполна.
Зоя ИСМАТУЛИНА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16978/