Зимовье страусов Эму, или Большие птицы — большие надежды
— Это наша гордость — Леди и Красавчик, с них и началось мое нехитрое хозяйство, — рассказывает Кулбосун Шамудинов, первый и единственный в Кыргызстане фермер, который разводит страусов.
Четыре года назад бывший инженер–проектировщик Шамудинов огорошил домашних новостью — он решил заниматься птицей, да не просто птицей, а экзотическим африканским пернатым под названием страус эму.
— Все родственники были уверены, что это пустая затея, ничего не выйдет. Только деньги зря потрачу. А вот старшая дочка взялась мне помогать, — рассказывает Шамудинов. — Она добыла для меня самое ценное — информацию по страусам, как их разводить в домашних условиях, чем кормить. У нас ведь справочной литературы на эту тему нет.
Первого страуса Шамудинов привез из России. Там страусиные фермы имеются чуть ли не в каждой деревне, эму россиян не удивишь. Да и полакомиться диковинным мясом страуса или отведать яичницу из полуторакилограммового страусового яйца уже не роскошь. Обычное блюдо в меню практически каждого ресторана.
Кыргызстанцы же народ неискушенный, к изыскам не привыкший. Поэтому, когда в начале карьеры страусового заводчика Шамудинов стал предлагать ресторанам мясо и яйца заморской птицы, хозяева этих заведений отказывались.
— Ох, сам по миру пойдешь со своими страусами и нас всех пустишь, — выговаривала супруга Кулбосуну. Но Шамудинов не собирался сдаваться. Слишком много было затрачено сил, нервов, денег, да и к страусам уже успел привязаться. Благо, что в содержании эти птицы хоть и большие, но обходятся дешевле, чем индюки или, скажем, гуси.
— Они питаются в основном люцерной. Но есть и озорники, которые любят бананы, — рассказывает о своем птичьем хозяйстве Шамудинов.
Конечно, четыре года назад позволить себе такую роскошь, как кормить страусов бананами, Шамудинов не мог, а домочадцам пришлось затянуть пояса потуже и ждать.
Их терпение было вознаграждено. Сегодня в фермерском хозяйстве Кулбосуна уже тридцать взрослых птиц и десять страусят. Они ростом под три метра, вальяжно расхаживают по двору, занесенному снегом. Их загон огорожен специальной сеткой. Оно и понятно. Страус — птица агрессивная, чужих к себе не подпускает и может запросто, одним ударом ноги, оставить калекой непрошеного гостя.
— Они чужаков не терпят, — говорит фермер, — сгруппируются и набросятся сообща, погнать человека могут. Страусы развивают скорость до
70 км/час.
Но к нам пернатые великаны отнеслись благосклонно. Даже радушно кивали своими пушистыми головами, на которых красовались огромные с блюдце глаза.
— А это что за домик? — интересуемся.
— Это хижина для малышей, — смеется Кулбосун.
И правда, из–за запотевших окон на нас смотрят две пары любопытных глаз. Это маленькие страусята. Крошка Мими обожает пряники и халву.
— Сладкое им нельзя давать, вкус у мяса испортится, — заявляет хозяин, категорически отклонив наше предложение угостить малышей конфетами.
Родители птенцов между тем прогуливаются в вольере. Ученые долго не могли определить, страус — птица полигамная или моногамная. Выяснили недавно. Оказывается, лет двести назад термин “лебединая верность” можно было применить и к страусам. Только перефразировать на “страусовую”.
Но в начале прошлого века началась массовая охота на этих пернатых. Причем под прицел попадали самцы. Овдовевшие самки сбивались в стаи, а уцелевшие представители сильного пола присоединялись к этим женским сообществам. Так зародились полигамные страусовые семьи. Но на птичьем дворе Шамудинова все живут парами. Кстати, в семьях страусов роль заботливой няньки исполняет отец. Мать только высиживает птенцов, а их пропитание ложится полностью на плечи главы семейства.
— Мы же разводим их не только ради красоты, но основное и самое главное — эти птички приносят деньги. Сейчас я налаживаю контакты с местными богатеями. Они охотно покупают страусовое мясо и яйца, — откровенничает бывший инженер–проектировщик.
Килограмм отборного мяса страуса Кулбосун продает за пятнадцать, а то и двадцать долларов. Те, кто пробовал страусятину, говорят, что на вкус она напоминает мясо яка, а яйцо похоже на индюшачье.
Яйца Шамудинов тоже сдает недешево. Инкубационное — три тысячи сомов, простое, как говорится, “кухонное”, — тысяча.
Но самое главное, по признанию того же фермера, — это страусовые перья. Одеты страусы действительно богато.
Их “шуба” тоже ценится на мировом рынке. Перья, что предлагает Кулбосун, идут по 100, 200 сомов за штуку.
— Они сами себя окупают одними только перьями, — говорит он.
Весной Кулбосун Шамудинов собирается расширять свое хозяйство до пятидесяти особей. А пока ухаживает за тридцатью пернатыми.
Птицы отвечают своему хозяину взаимностью. Они подпускают к себе и даже позволяют гладить.
— Со всеми можно общий язык найти, даже со страусом, — весело шутит фермер.
Дарья МАЛЕВАНАЯ.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16592/