Слабость мужественных
В субботу на мотодроме близ ВДНХ стартовал чемпионат Кыргызстана 2006 года по мотобайку. Теперь в теплое время года каждые две недели здесь планируют проводить отборочные туры между смешанными (и мужчины, и девушки) командами. Чемпионат открытый — в нем могут участвовать и спортсмены других стран, но пока байкеры ограничиваются показательными выступлениями за рубежом, соревнуясь с соотечественниками. В этот раз состязаются мотоциклы всех “сортов и пород”: обычные байки, мини–байки (по колено хозяину) и чудо–техника, названная “квадроциклами”, — мотоциклы с четырьмя колесами, способные застрять там, куда джип не доедет. (Кстати говоря, разновидностей байков уже столько, что названий не хватает, приходится новые самим спортсменам придумывать.)
Для зрителя–новичка мотобайк, а тем паче мини–байк — блажь блажью. Сидит человек на нем, как кузнечик — колени выше головы, и с ревом (хоть берушами пользуйся) носится по кругу. Вдобавок вид спорта это технический, а следовательно, дорогой. Особое “обмундирование”, специальная обувь, не говоря уже о самой машине и уходе за ней… Чтобы кататься на обычном байке, команде из трех человек требуется полмиллиона долларов. Мини–байки, естественно, обходятся дешевле (потому–то они и популярнее в Кыргызстане). Местное оборудование — почти сплошь из Китая: если европейская техника стоит 1200 долларов, то ее китайский аналог — 400. Так что разница чувствуется. Технические же новшества и идеи кыргызстанские спортсмены, по их собственному признанию, “беззастенчиво тырят из Европы”. Хотя в техническом виде спорта мало что меняется, только состав — в Кыргызской федерации мини–байков и квадроциклов прибавилось участников, особенно в юношеской группе. Впрочем, байк — утеха не одних только подростков. Например, Роберту Михальченко, неоднократному чемпиону Кыргызстана и Центральной Азии, 33 года, из них в спорте — 20 лет. Начал с мотокросса, после пересел на мини–байк и с тех пор уже привязанностей не меняет. Первый вопрос, конечно, об ощущениях:
— Помещаетесь–то на мини–байке? (К щуплым и тщедушным Роберта никак не причислишь.)
— Ну да. Еще и выигрывать получается. Мотокросс у меня в крови, еще отец мастером спорта по мотокроссу был. Просто мини–байк сейчас доступнее по цене и особенно по территории — маленький мотодром легче оборудовать.
Отводят душу и набираются адреналина взрослые и дети не только летом на мотодромах: зимой старшее поколение ездит на больших квадроциклах за Оруу–Сай. Как–то на Норус маленьких квадроциклов привезли штук пять — дети вовсю развлекались.
Свое участие в мини–байке чемпион объясняет так:
— Мы тут, конечно, не за призы гоняем. (В федерации, как и в других спортивных союзах, лицензии платные, за этот счет живет сама федерация и формируется призовой фонд. Хотя иногда и спонсоры находятся — в прошлом году, например, хорошо помогал магазин спортивной экипировки.) Но даже если бы заплатить пришлось — мы бы заплатили и поехали.
Эта–то слабость, когда “что–то с головой” (опять же по выражению Роберта), — самый главный двигатель всех байкеров:
— В мотоспорте успех на пятьдесят процентов зависит от человека, от отсутствия страха.
Кстати, о мужестве. В прошлом году на соревнованиях Михальченко упал, сломал ключицу. Так и финишировал — и, между прочим, выиграл.
В этот раз в чемпионы метят опять же Роберт Михальченко (первое место среди мужчин), Юрий Дьяченко (“серебро”) и Евгений Груздов (“бронза”). Среди девушек места распределились так: Настя Дьяченко на первом, Даша Видгоф на втором и Ольга Янина на третьем. Ян Янин, Марс Чукин и Рома Банченко будут бороться за звание чемпиона в юношеской группе.
Дарья Алексеева.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/13701/