За рюмкой контрабандного беспредела
Пока алкогольное законодательство не будет приведено в надлежащий вид, контрабанда спирта и винно–водочной продукции, равно как и подпольное их изготовление, будут процветать. Между тем бюджет ежегодно теряет на этом около миллиарда сомов, теневые алкобароны наживают миллионные состояния, а простые смертные травятся. Куда смотрят законодатели?
В конце прошлой недели сотрудники финансовой полиции задержали в селе Эфиронос Панфиловского района “ЗИЛ–130”. В кузове находилось 23 пластиковые емкости со спиртом. В общей сложности более 4 тонн. Естественно, без документов.
Еще пример. В распоряжение полиции поступила информация о лицах, нелегально ввозящих из Казахстана спирт в больших объемах. Оперативники сработали четко. В поселке Манас была остановлена иномарка, в которой пытались провезти 500 литров спирта.
Следственным подразделением финполиции по Ошской и Баткенской областям возбуждено уголовное дело по факту производства и сбыта винно–водочной продукции. Мало того, что этот “товар” продавался без лицензии, так еще был опасным для жизни. Эксперты в образцах изъятого пойла обнаружили недопустимый уровень сивушных масел. Попади такой напиток на какое–нибудь шумное застолье, не избежать массового отравления.
На днях в Сузаке полицейские остановили “КАМаз” до верху забитый водкой “Бригада” производства ОсОО “Айзамур–Кунтуу–Алко”. Вся партия с поддельными акцизными марками. Почти на полмиллиона сомов.
В Джалал–Абаде у частного предпринимателя А. Исмаилова налоговики изъяли 19200 бутылок различных горячительных напитков. И тоже с поддельными акцизками.
Подобных примеров сотни. И количество их с каждым днем растет. Ситуация с нелегальным ввозом алкоголя, похоже, вышла из–под контроля. Согласно положению, спирт разрешается поставлять только на госпредприятия. Но его продают вблизи крупных рынков города огромными партиями. Да и наши границы настолько прозрачны, что практически весь спирт поступает к нам из Казахстана контрабандно. Причем завозят его по таким “тайным” тропам, о которых не знают разве что дети. Правоохранительным органам прекрасно известно, где основной пункт реализации контрабандного спирта. Но они бессильны против этого явления. Законом у них связаны руки.
По данным Госалкоинспекции, на алкогольном рынке республики 60 процентов спирта и водки криминальные. В страну ежедневно незаконно ввозится до 100 тонн спирта.
Не секрет, что многие из сильных мира сего “крышуют” эту отрасль теневого бизнеса. Ведь он приносит колоссальный доход. В районе Ошского рынка практически в каждом доме устроены мини–гостиницы для спиртоторговцев. Реализуется товар, как правило, маленькими партиями, во избежание проблем с полицейскими. На службе у контрабандистов последние достижения техники. Стоит только заказать крупную партию, и в течение часа ее доставят прямо по указанному вами адресу.
При этом продавцы делают удивленные глаза, когда сотрудники правоохранительных органов начинают спрашивать о лицензии. Многие говорят, не знали, дескать. Тем не менее каждый из них, наверное, наизусть выучил Уголовный кодекс, где ясно сказано, что посадить их могут за партию, превышающую пятидесятилитровую отметку. А у них всего лишь — 49. Так что чаще всего отделываются смехотворным штрафом.
Теперь о самопале. Нетрудно предположить, почему в Кыргызстане его столько. У нас идеальный рынок сбыта как самого спирта, так и продукции из него. Особенно в регионах. Безденежье толкает людей покупать самопал по дешевке, так как качественное спиртное им не по карману. Этим пользуются самопальщики.
Увы, заводская продукция не выдерживает конкуренции с фальсифицированной. Ведь легальным производителям спиртного надо оплачивать расходы на транспортировку, акцизный налог и массу других платежей. Естественно, все эти расходы включаются в стоимость водки. А значит, и стоить она будет намного дороже контрафакта.
А теперь намек депутатам. Одними силовыми методами с контрабандой и самопалом нам не справиться. Если не принять конструктивных экономических мер, то все усилия финансовой полиции и таможни — пустая трата времени.
Также до бесконечности можно вести речь и о самогонщиках. Сегодня сивушное пойло продается практически на всех оживленных перекрестках. Ушлые торговцы не гнушаются продавать его даже школьникам. Думает у нас кто–нибудь о генофонде нации или будем продолжать спиваться, а на наших судьбах будут наживать миллионные состояния толстопузые держиморды?
Любовь Борисенко.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/13662/