Таинственная бухгалтерия книжников
Долгое время Книжная палата республики выпадала из поля зрения ревизоров. И только в конце прошлого года аудиторы Счетной палаты провели здесь широкомасштабную проверку.
Итоги аудита заставляют задуматься. По чьей вине или приказу стали возможны подобные финансовые казусы, вероятнее всего, ответят компетентные органы.
Книжная палата, как известно, регистрирует, учитывает и контролирует все произведения печатной продукции. И еще много других разных функций выполняет. Аналога этой структуры в республике нет. На ее содержание из республиканского бюджета ежегодно выделяются немалые средства. Например, в 2003 году была утверждена смета расходов в общей сложности 2 миллиона 865 тысяч сомов. И по бухгалтерии вроде все было в порядке. Но скрупулезные ревизоры отыскали–таки погрешности. А именно, более 13 тысяч сомов ушли не туда, куда должны были. Аналогичные недочеты были выявлены в 2004 году и в 2005–м.
За девять месяцев прошлого года аудиторы “накопали” значительные финансовые просчеты. Например, некоему Эльдару Мамаеву было выдано на зарплату рабочим, производившим ремонт, 100 тысяч сомов. Но, как установили проверяющие, такой гражданин в штате Книжной палаты не числится. Кроме того, в записи о получении денег указано 10 тысяч сомов вместо 100. Главный бухгалтер палаты только во время проверки объяснила ревизорам, что Мамаев и есть прораб, который со своей бригадой ремонтировал здание. И что ему было вручено не 100, а 150 тысяч сомов. Стали выяснять дальше, и оказалось, что фамилия и имя настоящего прораба Ильдар Шареев. Он вообще никаких денег не получал и, естественно, не подписывал финансовых документов. Когда провели сверку расчетов между АО “Ремсервис”, которое по договору должно было выполнять ремонтные работы, и Книжной палатой, то там о 150 тысячах сомов даже не слышали. Пригласили на “ковер” бывшего кассира Книжной палаты. Она стала утверждать, что подпись на расходнике вовсе не ее.
Дальше вообще мистика начинается. На дезинфекцию архива некоему К. Абдиеву в июне — августе 2004 года в общей сложности выдано 60 тысяч сомов. Но, как оказалось, К. Абдиев еще 1 апреля был уволен по собственному желанию. В конце июня 2005 года ОсОО “Сонун элер” за аренду помещения заплатило Книжной палате 1200 долларов. Но главбух палаты в кассу оприходовала лишь 19 500 сомов. Остальные 29 653 сома осели в чьих–то карманах.
Вообще суммы, которыми лихо распоряжались в бухгалтерии Книжной палаты, весьма внушительные. Удивляет то, что руководство этой конторы не удосужилось хоть как–то контролировать финансовые операции. Причем глаза на бухгалтерские просчеты закрывались многие годы. Например, начальство “не заметило”, что в кассу главбух не оприходовала 142 тысячи сомов, полученные от АО “Достук”.
Мало того, что в бухгалтерии Книжной палаты творится полный бардак, так еще в неизвестном направлении пропадают материальные ценности. Например, куда–то подевались компьютерный монитор и принтер, разные другие навороты к агрегату.
В ОсОО “Барчин” в августе 2004 года была приобретена мебель на 40 тысяч сомов. Но ни в наличии, ни в бухгалтерии эта покупка не отражена. В общей сложности недостача основных средств перевалила за 134 тысячи сомов. Сейчас материалы проверки направлены в Министерство культуры и в прокуратуру. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Любовь Борисенко.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/13523/