Наш флаг в Альпах
На вершине горы Маттерхорн в середине января оказался флаг независимого Кыргызстана, который поднял туда наш соотечественник Михаил Михайлов. Три спортсмена в непростых погодных условиях поднялись на Маттерхорн в составе международной экспедиции.
Участники экспедиции Международного союза горовосходителей — Гия Тартладзе (Грузия), президент этой организации, покоритель трех восьмитысячников планеты и еще десятков других значимых вершин, в том числе и в Кыргызстане; Александр Ручкин (Россия), сильнейший российский альпинист — скалолаз, неоднократный чемпион России, обладатель “Золотого ледоруба” — высшей мировой альпинистской премии, автор нескольких именных маршрутов в наших горах; и Михаил Михайлов (Кыргызстан).
— Михаил, как ты оказался в этой экспедиции?
— Все очень просто. Если после развала СССР появились границы между государствами, то среди спортсменов– экстремалов, и, в частности, альпинистов, таких границ по–прежнему не существует. Меня считают своим и в Казахстане, и в России. Тот же Гия может на пресс–конференции в Катманду — самом сердце Гималаев — заявить, что лучшее место для массового альпинизма — это, без сомнения, Кыргызстан. Поэтому неудивительно, что в экспедиции Международного союза горовосходителей оказались грузин, россиянин и кыргызстанец. Как правило, в горы ходят только с теми, кого хорошо знают. В этом смысле тоже ничего не изменилось.
— Что было самым необычным в экспедиции?
— То, что вершин оказалось две: со статуей Девы Марии на Швейцарской стороне и католическим крестом на итальянской. Мы так и не смогли понять, которая из них выше.
— Вы прилетели в Швейцарию, и что дальше? Кстати, за чей счет?
— Экспедицию проплачивал Союз горовосходителей, естественно, потребовались вложения и с моей стороны. Как всегда, мне помог Владимир Николаевич Бирюков, человек, которому действительно не все равно, что будет с альпинизмом в нашей стране. Первоначально мы планировали подняться по северной стене горы Эгер. Но обилие снега и предупреждение лавинных служб, что планируется обстрел склонов, закрыли для нас этот маршрут. Мы перебрались в курортное место Церматт с намерением подняться на Маттерхорн. По погодным условиям был выбран путь по северо–восточному контрфорсу, по нашей классификации — микстовый маршрут (скально–ледовый) 5 категории сложности, с перепадом высоты 1150 метров. День подхода, два дня на стене, и флаг Кыргызстана впервые оказался на одной из самых значимых вершин в Альпах.
— Неплохая реклама для нашей страны, строящей туристическую индустрию. И, как обычно, стране это ничего не стоило.
— Действительно, даже такая не очень выдающаяся экспедиция имела хорошую европейскую прессу, а это реальная реклама для нашей горной страны. И жаль, что подобная реклама остается у нас уделом частников, а не политикой государства. Мне неоднократно говорили в самых высоких альпинистских кругах, что непонятно, почему нет международной раскрутки альпинистских (туристических) возможностей нашей страны. К нам мало едут потому, что не знают. И пока государство не станет вкладывать деньги в мировую раскрутку, мы будем только говорить о развитии туризма, а не развивать его.
— Михаил, ты получил премию “Золотой ледоруб” в прошлом году (своего рода “Оскар” по профессии), это как–то было отмечено в нашей стране? Что–то не видно было тебя в десятке лучших атлетов Кыргызстана.
— Наверное, другие спортсмены добились большего, а для меня не это главное.
— Что же главное?
— Главное, чтобы были планы и чтобы они реализовывались.
— Каковы твои планы?
— Сейчас я улетаю в Гренобль работать в международном жюри очередного “Золотого ледоруба”. Потом в рамках клуба “Плюс Экстрим” предстоит организация открытого чемпионата Кыргызстана по фрирайду в конце февраля, Кубок страны по ледолазанию в начале марта. И еще несколько интересных проектов. Мы стараемся поддерживать все экстремальные спортивные начинания в нашем городе. Если есть идеи или предложения, всегда можно обратиться к нам в клуб “Плюс Экстрим” по улице Горького, 41 или позвонить по телефону 44–16–01. Поможем.
Петр Черняк.
Фото Михаила Михайлова.
Справка «МСН»
Маттерхорн (4470 м) для Швейцарии то же, что Хан–Тенгри для нашей страны — ее символ и наиболее узнаваемый бренд. Только наш символ на два с половиной километра выше. У нас с названием Хан–Тенгри чего только нет — от турфирм и забегаловок до минеральной воды и модных моделей местного самопошива. И в Швейцарии на часах, ножах и шоколадках ставят клеймо с очертаниями Маттерхорна.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/12938/