Распечатать: Джоомарт Оторбаев: Отношения правительства и частного сектора — это диалог глухих РаспечататьОставить комментарий: Джоомарт Оторбаев: Отношения правительства и частного сектора — это диалог глухих Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Джоомарт Оторбаев: Отношения правительства и частного сектора — это диалог глухих Посмотреть комментарии

6 декабря 2005

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Джоомарт Оторбаев: Отношения правительства и частного сектора — это диалог глухих

    Экс–вице–премьер–министр Джоомарт Оторбаев, оставшись вне политики, вернулся к тому, с чего когда–то началось его вхождение во власть. Сегодня в качестве исполнительного директора ОО “Инвестиционный круглый стол” он и его команда экспертов, годами занимавшиеся разработкой инвестиционных матриц, пытаются наладить конструктивный диалог правительства и бизнеса. На прошлой неделе они организовали круглый стол, на который пригласили руководителей различных бизнес–ассоциаций, чтобы предложить им поучаствовать в новом проекте “Создание основ для эффективного диалога частного сектора с новым правительством”.
    Суть его такова: на первом этапе предполагается обсудить самые важные вопросы частного сектора, сформировать несколько экспертных и фокусных групп, которые подготовят примерно четыре “документа политики”, содержащих мнения и предложения деловых кругов страны. Они будут содержать вопросы, в основном затрагивающие проблемы защиты прав частной собственности и разработки рекомендаций по гарантиям неприкосновенности, состояния регуляторного и разрешительного процессов. Экспертам придется также проанализировать причины роста коррупции в проверяющих органах и выработать предложения по ее искоренению, а также внимательно изучить проблемы, связанные с недостатком прозрачности законодательного процесса, и причины несоответствующего исполнения законов.
    “Документы политики” будут не только констатировать факты нарушений, но и содержать рекомендации по улучшению законодательства и администрированию. Одновременно с этим “Инвестиционный круглый стол” будет работать над подготовкой проектов нормативно–правовых актов. Это и поправки к Налоговому кодексу с учетом замечаний и предложений бизнес–структур, законы “О государственной регистрации юридических лиц”, “Об основах технического регулирования в КР” и другие. Первые плоды совместной работы планируется обсудить на Национальной конференции бизнес–ассоциаций, которая станет генеральной репетицией к Национальному форуму экономических реформ, что намечен на лето будущего года. В нем примут участие высшее руководство страны, международные доноры.
    Чей это заказ: правительства или бизнес–структур? Кто более заинтересован в диалоге? Эти и другие вопросы сами собой возникали у слушателей в процессе презентации нового проекта “Инвестиционного круглого стола”, поэтому я их при встрече переадресовала одному из главных инициаторов и разработчиков идеи Джоомарту Оторбаеву.
    — Ваш проект своей целью и задачами мне напоминает инвестиционные матрицы. Зачем же создавать заново то, над чем столько времени вы трудились? Может, стоило убедить правительство в целесообразности продолжения исполнения матриц, куда было “вбито” все: и устранение барьеров на пути бизнеса, и работа над законами, и борьба с коррупцией и т.д.
    — Видите ли, с одной стороны, изобретать велосипед никому не интересно, с другой — методов заставить государственные органы прислушаться к мнению и пожеланию частного бизнеса нет, кроме как давления со стороны частного сектора. Первая наша задача, кстати, очень трудная — это консолидировать частный сектор, чтобы он выступил единым голосом и как налогоплательщик, и как гражданское общество. Чтобы предприниматели могли предъявить правительству свои требования, высказать то, что они думают о его работе. И при необходимости поставить перед ним ультиматум: если оно не создаст условий для частного сектора, то экономика страны рухнет. Без такого давления правительство позитивно работать не сможет, даже если в нем будут собраны гении, Нобелевские лауреаты.
     Второе, инвестиционная матрица представляла собой инструмент, технику доведения требований бизнеса до госструктур. Вот и сейчас речь идет о том, как эффективно, быстро и технично довести требования частного сектора до исполнительной власти. Мы чувствуем, что госорганы будут восприимчивы к нашим требованиям, они сами просят: дайте нам свои предложения. Вся загвоздка в том, что одни хотят знать, чего от них требуют другие, а те, другие, не говорят. Получается диалог глухих. Правительство ждет не дождется, когда ему правильно сформулируют свои требования предприниматели. Не криками и митингами, демонстрациями и пикетами.
    Требуются четко разработанные юридические инструменты. Это мы и предлагаем бизнес–сообществам сделать совместно. Для этого хотим собрать единомышленников в некое акционерное собрание, сформировать исполнительный орган, устав проекта.
    — Каким образом будет происходить лоббирование интересов частного сектора?
    — На Национальном экономическом форуме, куда будут приглашены политическое руководство страны, члены правительства, власть должна будет сказать “да” или “нет” той программе, тем требованиям, что выдвигает ей частный сектор. Если мы услышим “нет”, то предложим альтернативную программу. А до этого времени будем работать с министерствами, членами правительства, чтобы создать реальную для восприятия среду.
    Выступления президента и премьер–министра вселяют оптимизм, мы видим, что они готовы к либеральным реформам. На самом деле никто в нашей стране не хочет, чтобы экономика не развивалась. Все хотят помочь частному сектору, только это упирается в технический вопрос: как сделать. Так вот технику будет вырабатывать группа экспертов. А мы по существу будем предоставлять секретарские услуги. “Переведем” для госорганов требования и претензии бизнеса на понятный тем язык. Мы переводчики, но не формуляторы политики. Политику будут формировать гражданское общество и частный сектор в рамках технических заданий.
    — Кто финансирует ваш проект?
    — Спонсором выступает USAID, мы надеемся, что в процессе работы, по результатам нашей деятельности, интерес появится и у других доноров.
    — Каковы сроки и сколько это будет стоить заказчику?
    — Стоимость еще до конца не определена, поэтому затрудняюсь ответить на этот вопрос. А сроки? Это пять–шесть месяцев. Речь идет о финансировании четырех экспертов, делегированных к нам бизнес–ассоциациями.
    — Джоомарт Каипович, как вы оцениваете современное состояние нашей экономики?
    — После мартовской революции экономика ни в одной стране не могла бы развиваться нормально. Бизнес любит тишину, а ее не было. В Кыргызстане это усугублялось еще и напряженными выборными процессами — в парламент, а потом и президентскими выборами. Не гладко проходила и легитимизация исполнительной власти. В стране все больше занимались политикой и никому не было дела до экономики. Поэтому по вполне понятным причинам мы имеем слабые экономические показатели. Но сейчас речь идет об уменьшении вредного эффекта от возбуждения общественности. Необходимо, чтобы она перестала быть такой политизированной, как еще недавно. Надо, чтобы люди были больше озабочены состоянием экономики, нежели политической ситуацией.
    Вот в Турцию приезжают бизнесмены и говорят, какое счастье, что впервые за тридцать лет они не говорят о политике, не знают имени министра. Когда наши политики будут думать над тем, как создать нормальные условия для жизни своих граждан, а не будоражить их своими личными интересами, мы станем нормальной страной.
    Сегодня, я считаю, на руководящие позиции нужно выдвигать молодежь. Как в политике, так и в экономике. Чтобы совершенно новое поколение пришло и чувствовало себя уверенно и амбициозно там, наверху. А мы готовы им содействовать.
    — Инвестиционный климат, каков он у нас сегодня? Международный деловой совет оценивает его как неважный, а правительство говорит об увеличении инвестиций по сравнению с прошлым годом…
    — Я не думаю, что инвестиционная среда стала лучше по тем причинам, о которых я уже говорил выше. Когда столбик на политическом термометре поднимается, это никогда не способствует притоку инвестиций. Есть статистика, и есть большая ложь. Есть манипуляции цифрами. Поэтому нужно смотреть на приток–отток капиталов. Считаю, нужно быстрее уменьшить негативный эффект от нестабильности, которая имела место до сих пор. Я оптимист, мы к этому придем.
    — А что с той экономической программой, которую вы помогали разрабатывать премьер–министру Кулову?
    — Думаю, идет работа над анализом тех приоритетов, что в ней заложены. И, как сказал премьер–министр в парламенте, в скором времени будет предложена программа реформ, которая должна поднять и мобилизовать общество.
    — Одно из пожеланий, что высказывают предприниматели, — предсказуемость нашего законодательства. Мне кажется, дело не столько в нем, хотя оно часто меняется, а в том, что сама власть достаточно непредсказуема. Одна структура исполнительной власти дает добро, другая отменяет это решение. Создается впечатление, что министры сидят в одной лодке, а рулят в разные стороны.
    — К сожалению, вы правы. Законы не должны создаваться в кулуарах и чуть ли не одним человеком, чтобы в один прекрасный день выскочить, как черт из табакерки. Это должен быть общественный процесс, находящийся под общественным контролем.
    Лариса Ли.
    Фото автора.

    


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/12234/


Распечатать: Джоомарт Оторбаев: Отношения правительства и частного сектора — это диалог глухих РаспечататьОставить комментарий: Джоомарт Оторбаев: Отношения правительства и частного сектора — это диалог глухих Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Джоомарт Оторбаев: Отношения правительства и частного сектора — это диалог глухих Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007