Распечатать: Чтоб закон не был дышлом, а чиновник — божком РаспечататьОставить комментарий: Чтоб закон не был дышлом, а чиновник — божком Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Чтоб закон не был дышлом, а чиновник — божком Посмотреть комментарии

26 октября 2005

ШЕРШЕ ЛЯ ФЕМИДА

Чтоб закон не был дышлом, а чиновник — божком

    Cто кругов ада в поисках нужной информации (вернее, ее добычи у чиновников) не проходил разве что младенец. «Это не моя компетенция, обратитесь к шефу, нет, лучше я сам согласую… шефа нет на месте, шеф опять на выезде, шеф приехал, но мы такой информации не даем, пип–пип–пип…(отбой)».— Каких только причин не находят в госучреждениях, лишь бы не «сказать лишнего», отвечая по существу. И ведь речь не идет о сведениях личного характера вроде: «какими тропами предпочитаете ходить после того как получите зарплату»? Невозможно получить информацию, от которой зависят твой бизнес, твоя работа, от которых, в свою очередь, зависит не только благосостояние отдельно взятой семьи, но и общества в целом, та же экономика, наконец!
    Теперь можно ободриться: разработан проект закона “О гарантиях свободы доступа к информации”. А это значит, что любой гражданин сможет беспрепятственно получать любую интересующую его информацию (конечно, за исключением секретной, специально оговариваемой в законе), анализировать ее, распространять в интересах общества. Тем самым способствуя тому, чтобы наша страна приближалась к демократическим ценностям, провозглашенным давным–давно, но так и не реализованным. В частности, к информационной открытости органов госвласти, самоуправления, частных структур (если сведения о их деятельности общественно значимы) и проч.
    Итак, что представляет собой этот законопроект? Внушительный труд из девяти глав — сравните с тем законом, который мы имели до этого: полторы странички красивого декларативного содержания, принятым еще первым, легендарным, парламентом, фактически не работавшим по причине отсутствия в нем конкретных механизмов реализации и санкций за непредоставление требуемых сведений. Правда, там предписывалось, если что обращаться в суд, но кто ж станет тратить время на явно безрезультатное занятие? Народ предпочитал действовать проверенным старым способом: разыскивать блат в учреждениях и приплачивать за то, чтоб узнать нужные данные.
    В 48 статьях нового законопроекта не только нужные определения (включая то, какие сведения приравниваются к конфиденциальным или не раскрываются в интересах обороны и безопасности государства или же из коммерческих соображений), но и механизмы получения информации и даже меры ответственности, предусмотренные в случае неправомерного отказа в предоставлении этой информации. Расписаны обязанности должностных лиц и сроки, в которые требуемая информация должна быть предоставлена. Оговариваются и условия, при которых возможно получить информацию личного характера. Отдельно прописаны и случаи отказа в предоставлении информации, если та может помешать розыскным операциям, задержанию преступника, сбору налогов и пошлин и т.п.
    Дается довольно подробный перечень возможных документов, которые должны быть открыты: например, санитарно–эпидемиологического характера, экологического, демографического, о чрезвычайных ситуациях, решения госорганов и законопроекты... Кстати, факты нарушений законности госорганами или даже частными фирмами также не могут быть закрыты для доступа общественности.
    Чтобы некто из должностных лиц, владеющих нужной информацией, перестал кивать на другого (якобы из–за собственной некомпетентности), предлагают прямо прописывать данную обязанность в должностных инструкциях. (Что, в общем–то, разумно: если я знаю, как варить борщ, я не пошлю вас за рецептом к сапожнику, а сама распишу.) Или вообще создать специальную службу (либо привлечь дополнительного работника). А можно организовать автоматизированную информационную систему с абонентскими пунктами где–нибудь в библиотеках, на почте и прочих общественных местах — тоже довольно удобная вещь. Особенно если учесть, что по предлагаемому закону госорганы обязаны будут сообщать ежегодно о своей структуре, финансах (их поступлении и расходовании, например), услугах, предоставляемых населению, о том, какие ожидаются встречи и заседания, экспертизы и аукционы, как удовлетворяются жалобы и применяются предложения и т.д. (если что–то из этого претерпело изменение), а также выкладывать аналитические материалы и результаты всевозможных проверок.
     Законопроект разработан экспертной группой, включающей представителей СМИ, бизнеса, НПО и правительства. Это итог работы ОО “Будущее без коррупции — Трансперенси Интернешнл Кыргызстан” совместно с администрацией президента КР при поддержке Фонда “Сорос — Кыргызстан”. Кстати, “Трансперенси Интернешнл” имеет 90 филиалов во всем мире, головной же офис — в Берлине. И под его эгидой в Чехии, к примеру, был принят аналогичный закон.
    Начата работа была еще в прошлом году. Кстати, прежде чем взяться за нее, ОО провело интересный эксперимент: разослало в 75 государственных организаций запросы — якобы от физических лиц и от юридических — с самыми бесхитростными вопросами. Имеется ли у вас веб–сайт, вакансии, каков у вас годовой бюджет, в каких государственных программах участвуете, какая средняя зарплата и оплачиваете ли сверхурочные — ничего криминального, как видите. Результаты оказались шокирующими: ответа дождались всего лишь от десятка учреждений (на запрос от юридического лица) и от пяти–шести (на запрос от физического). Вот вам и открытость, о которой заявляют повсеместно.
    — Мы взяли многое из опыта стран Балтии, — рассказывает Айгуль Акматжанова, директор ОО “Будущее без коррупции — Трансперенси Интернешнл Кыргызстан”. — Например, то, что информацию должны предоставлять не только госорганы, но и частные организации, которые занимаются тем, что влияет на окружающую среду, экологию и здоровье населения. Помните, как долго никто не мог получить у “Кумтора” достоверную информацию при аварии в Барскауне? Из российского опыта переняли три, на наш взгляд, главные вещи: расписали, что имеет право самостоятельно делать чиновник, составили ему необходимый перечень, не подлежащий сомнению. То, что он имеет право и должен раскрывать по запросу — устному ли, по телефону или письменному либо в электронном виде (е–мейлом или факсом). Мы постарались сделать так, чтобы заседания госструктур были более открыты, чтобы общественность имела право присутствовать на этих заседаниях. И последнее — это отчеты о результатах работы, которые учреждения и ведомства обязаны предоставлять (чтобы каждый мог спросить: на что ушли бюджетные деньги, что именно сделано, каков объем поступивших налогов и какие инвестиции пришли, кто выиграл тендер и как он проходил. Мы специально опрашивали жителей Чуйской, Иссык–Кульской и Ошской областей, они вообще не в курсе того, что происходит в этих сферах, а ведь это важно!). Это прогрессивный шаг! Ведь очень важна подотчетность населению, которое в конечном итоге является получателем государственных услуг. Ужесточили наказание за непредоставление информации (вплоть до уголовной. — Авт. Также может быть дисциплинарное взыскание и гражданская ответственность — в виде материальной компенсации или моральной, то есть извинения). Мы также использовали модельный закон о доступе к информации, разработанный международной неправительственной организацией Article XIX — довольно серьезный и универсальный документ. То, что получилось, мы показывали и экспертам Всемирного банка. Они подтвердили: да, неплохой закон получился, соответствует международным требованиям.
    Законопроект прошел согласование в системе государственных органов и теперь выносится на общественное обсуждение. Он размещен на сайте администрации президента КР www.gov.kg, а также на сайте совместного проекта “Открытый Кыргызстан” Фонда “Сорос — Кыргызстан” и секретариата Консультативного совета по добросовестному управлению www.open.kg.
    — Мы хотим, чтобы как можно больше людей приняли участие в обсуждении, — продолжает Айгуль. — Это будет настоящая двусторонняя связь — как в демократическом государстве. Каждый будет ответствен за те законы, которые правительство принимает, за то, что делается. Чем открытее и прозрачнее государство, тем оно менее коррупционно.
    Все желающие могут внести свои предложения, которые будут проанализированы специальной рабочей группой, по электронным адресам: sange@elcat.kg, fwc–ti@elcat.kg. За дополнительной информацией обращайтесь по тел.: 65–06–84; 65–59–21. Предложения и замечания принимаются до 1 ноября.
    Татьяна Орлова.

    


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/11717/


Распечатать: Чтоб закон не был дышлом, а чиновник — божком РаспечататьОставить комментарий: Чтоб закон не был дышлом, а чиновник — божком Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Чтоб закон не был дышлом, а чиновник — божком Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007