Враги революции — нищета и коррупция
Курманбек Бакиев в ходе своего рабочего визита 4–5 сентября в Москву не уставал повторять: «У нас две главнейшие проблемы, которые нужно решать прежде всего, — низкий уровень жизни и высокий уровень коррупции».
Этот рабочий визит К.Бакиева по приглашению президента РФ Владимира Путина, видимо, только по формальной причине нельзя назвать официальным. А так — встречи на самом высоком уровне, пристальное внимание к визиту российской и зарубежной прессы, что ставит его в разряд, если хотите, знаковых.
То есть Россия признала новую власть Кыргызстана и выразила поддержку лидеру революции, ставшему всенародно избранным президентом. И хотя Владимир Путин избегал таких терминов, как “народная революция”, а называл все случившееся 24 марта “происшедшими в Кыргызстане событиями”, “сложившейся ситуацией”, тем не менее факт налицо: обе страны намерены строить отношения, исходя из положений Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 10 июня 1992 года и Декларации о вечной дружбе, сотрудничестве и партнерстве, подписанной 27 июля 2000 года, а также других международных договоров, участниками которых являются Кыргызстан и Россия.
В совместном заявлении двух президентов подчеркнуто, что Российская Федерация поддерживает курс кыргызского руководства на проведение в республике демократических преобразований, укрепление гражданского общества. К.Бакиев и В.Путин подтвердили неизменное стремление активно и последовательно укреплять отношения сотрудничества и стратегического партнерства между Кыргызстаном и Россией, содействовать развитию взаимовыгодных связей на принципах суверенного равенства.
Примечательно, что уже на первой встрече с В.Путиным в Ново–Огарево (почти сразу по приезде в Москву) К.Бакиев сделал акцент на экономическом блоке сотрудничества. Выступая перед представителями СМИ, российский президент с удовлетворением отметил, что свой первый рабочий визит после официального вступления в должность президента Курманбек Бакиев совершает в Россию. Между Кыргызстаном и Россией по разным направлениям осуществляется плодотворное сотрудничество, например, в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. “Мы вместе решаем проблемы борьбы с терроризмом”, — сказал Путин и отметил, что Россия, как и прежде, готова реализовывать все договоренности и планы с Кыргызской Республикой.
В свою очередь Курманбек Бакиев указал на хороший темп развития торгового сотрудничества. Так, товарооборот между нашими странами по сравнению с прошлым годом увеличился на 15,6 процента. Вместе с тем, безусловно, потенциал далеко не исчерпан.
От себя добавим, что, видимо, пауза несколько затянулась, пусть и по объективным причинам. И теперь необходим ускоренный темп экономических договоренностей. Бакиев во время встреч на высшем уровне (5 сентября состоялись переговоры с премьер–министром РФ Михаилом Фрадковым, спикером Госдумы Борисом Грызловым, мэром Москвы Юрием Лужковым) неустанно подчеркивал: “У нас есть золотодобывающая отрасль, переработка сельхозпродукции, туризм. Имеются проекты “Камбарата–1” и “Камбарата–2”, строительство алюминиевого завода. Я думаю, что уже пора переходить к делу. Мы, по крайней мере, готовы”.
Разумеется, визит готовился на уровне министерств и ведомств двух стран. Тем не менее важно, чтобы тон на переговорах задавал лидер принимаемой стороны. И не боялся говорить о трудностях, стоящих перед страной, — нищете, безработице, коррупции, оставшихся в наследство от прежнего режима, потому и свергнутого. И только реанимация старых производств, создание новых сделает страну экономически сильной.
Похоже, это все понимают. Такой штрих: перед встречей нашей делегации с Михаилом Фрадковым глава Минатома РФ Румянцев как со старым знакомым поздоровался с А.Иорданом и сходу: “А Камбарата, а газ?!.”. В ответ Андрей Андреевич как–то замялся: бывают, мол, обстоятельства…
Да, были обстоятельства, когда все предварительные наметки, договоренности откладывались в долгий ящик. Теперь надо наверстывать упущенное. И в подтверждение этому — подписание ряда документов. В их числе соглашение между правительствами об урегулировании задолженности Кыргызстана перед Россией по ранее предоставленным кредитам (условия как нельзя более для нас льготные), а также соглашение между правительствами о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно–технического сотрудничества.
И тот и другой документы требуют подробного освещения, но пока, за неимением места, скажем, что особое значение придается наращиванию усилий по повышению качественного уровня экономического взаимодействия: с нашей стороны — готовность обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для российских инвесторов, с обеих сторон — готовность совершенствовать договорно–правовую базу, регулирующую вопросы гуманитарного сотрудничества, в том числе (и главным образом) в сфере трудовой миграции.
Мэр Москвы Юрий Лужков в начале своего выступления порадовался тому, что “сложные процессы в Киргизии разрешились и в политическом, и в государственном плане”, и пожелал, чтобы Кыргызстан стал государством комфортным для своего народа, чтобы дружил с Россией, торговал с Россией, никогда не разрывал с ней связей.
И, видимо, чтобы доставить удовольствие нашей делегации, не преминул упомянуть о том, что ему звонил Владимир Владимирович Путин и “сказал добрые слова о вас”. А Курманбек Бакиев подтвердил прежнюю позицию по развитию русского языка в Кыргызстане и поблагодарил правительство Москвы за поддержку кыргызстанцев, которые живут и работают в Москве и области.
А еще Лужков и Бакиев договорились о реализации проекта по созданию Дома Кыргызстана в Москве и Дома Москвы — в Бишкеке. Как своеобразные центры развития бизнеса, информационного и культурного обмена.
Итак, рабочий визит завершен. В.Путин и К.Бакиев расценили его как новый важный шаг на пути углубления отношений дружбы, союзничества и стратегического партнерства между нашими странами.
Даже если самым критическим образом посмотреть на эту встречу двух лидеров, то, ей Богу, она дорогого стоит. По мнению тех московских аналитиков, с коими довелось поговорить , — это признание Россией нового руководства Кыргызстана и желание тесно сотрудничать с ним. Что послужит примером для стран всего Евразийского пространства. Это во–первых. А во–вторых, оказывается, смена лидера даже таким “нетрадиционным” путем, как народная революция, или, если кому нравится — народный бунт, не может и не должна мешать поступательному движению страны вперед. Наоборот, это лишь подталкивает к тому, чтобы покончить с нищетой и коррупцией.
А еще, как заметил ведущий аналитик по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов, один пассаж из совместного заявления Путина и Бакиева все же несколько выбивается из обычного стиля документов, подписываемых в Кремле. “Российская Федерация поддерживает курс кыргызского руководства на проведение демократических преобразований, укрепление гражданского общества”.
С одной стороны, эту формулировку можно рассматривать как некий “привет Акаеву”, при правлении которого надежд на подобные преобразования уже не оставалось. А с другой — в качестве некоего признания Кремлем (где до сих пор “демократические преобразования” в странах “цветочных революций” воспринимались как навязываемый Западом продукт) того, что перемены в Кыргызстане стали следствием внутренних причин, а не внешнего заговора.
А некоторые московские эксперты даже по–доброму позавидовали тому, какой у нас политически активный народ. Дескать, такой не сломишь и не поработишь. Что и говорить, было приятно это слышать.
Геннадий Кузьмин.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/11232/