Адахан Мадумаров: Выступать некогда. Работать надо
И. о. вице–премьера пропал с экранов телевизоров, исчез с газетных полос. Оно и понятно: не до того сейчас, работы столько, что уйти из кабинета без пяти минут полночь — рекорд. Едва вернувшись из Австрии, он улетел в Грузию на встречу премьер–министров государств СНГ. Но интервью наша газета взять успела.
— Ваш дом теперь — самолет?
— Я очень домашний человек. Мое любимое место — диван, занятие — чтение. Дети незаметно исчезают, когда видят меня с книгой. А самолет действительно стал домом: очень много вопросов, которые, сидя в кресле, не решишь.
— В Вене у вас был весьма напряженный личный график. С кем удалось встретиться?
— С директором Департамента по правоохранительным органам ОБСЕ господином Монке. Он сам изъявил такое желание. Мы очень подробно переговорили по реформе правоохранительных органов. Теперь подготовим подробный анализ всех нужд нашей милиции. К моему удивлению, господин Монке сам предложил проект, а на мой вопрос о причине такого внимания ответил: “Мы убедились, что новая власть действительно будет делать то, что говорит”. У секретаря Совета безопасности КР Мирослава Ниязова есть свое видение реформ. Как только кыргызская сторона будет готова, директор Департамента прилетит в Бишкек для обсуждения практических вопросов.
— Имеется в виду финансирование?
— И финансирование, и направления. М. Ниязов знает, куда нужно вкладывать средства, он готовит комплексную программу.
— Когда в Бишкеке представляли пилотный проект ОБСЕ по оказанию помощи милиции, я тогда еще говорила, что в первую очередь нужно платить сотрудникам внутренних дел достойную зарплату. Без этого внедрять морально–этические принципы невозможно. Как известно, бытие определяет сознание, а не наоборот.
— Зарплата им уже увеличена на 50 процентов, до конца года постараемся добавить еще столько же. Нам обещаны любые необходимые суммы, я думаю, милиционеры сразу это почувствуют. У нас есть еще договор с Францией о поставке амуниции для спецслужб.
Переговорили и с исполнительным директором Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью господином Мариа–Коста.
— Он тоже обещает нам средства на борьбу с наркобизнесом и коррупцией?
— Бюджет организации на этот год утвержден, после формальных процедур нам выделят очень серьезные средства. Дело в том, что каждый собеседник считал своим долгом напомнить о коррупции чиновников в Кыргызстане. Если власть будет продолжать начатую борьбу с коррупцией, нам готовы оказать всестороннюю поддержку и значительную финансовую помощь.
Затем состоялась беседа с главой департамента ОБСЕ по средствам массовой информации. Организация готова поставить на ноги наши независимые СМИ.
— Все СМИ?
— Нет, финансово поддержат действительно независимые. Скорее всего, будет объявлен конкурс, который выиграют только те, что отвечают стандартам ОБСЕ. Вы же слышали очень конкретное заявление Бакиева о том, что кыргызское правительство не собирается держать СМИ в государственной собственности. В связи с тем, что в труднодоступных регионах республики невозможно осуществлять прием телеканалов, ОБСЕ готова установить ретрансляторы. Мне поручено в ближайшее время с помощью специалистов изучить стоимость проекта, точки размещения.
— Просто фантастика: отовсюду Кыргызстану обещают моральную поддержку и финансовую помощь в небывалых масштабах. Что мы должны сделать, чтобы сказка стала былью, а не пылью?
— Выполнять свои обещания.
— Ну а Полномочного Представителя РФ Алексея Бородавкина явно интересовало, как мы намерены строить дальнейшие отношения с Россией?
— Россия полностью поддерживает все меры новой власти — это политика Кремля. Бакиев открыто заявил, что многовекторная внешняя политика будет строиться с учетом интересов стратегических партнеров Кыргызстана.
— Стратегические партнеры ждут, кого мы выберем?
— У нас есть исторически сложившееся партнерство на пространстве СНГ — это Россия и Казахстан. Безусловно, будут развиваться взаимополезные отношения со всеми странами Содружества.
— А как с дальним зарубежьем?
— Вы были свидетелем того, что большинство стран — членов ОБСЕ и государства Европейского Союза через своих послов поздравили Кыргызстан с революцией. У меня сложилось впечатление, что весь мир устал от Акаева и нашу победу воспринял как свою. Европа — единый дом. Географически Кыргызстан — азиатская страна, но по демократическим ценностям хотим приблизиться к европейским стандартам. Поэтому сотрудничество с государствами Европы будет развиваться, все договоренности остаются в силе.
— И с США?
— Безусловно. Во время беседы с послом Миникесом речь также шла о демократических стандартах. Он проявил особую заинтересованность, причем говорил от имени администрации Буша. И отметил, что действия Кыргызстана полностью отвечают обязательствам перед мировым сообществом. Это очень высокая оценка.
— Вы только что вернулись из Грузии.
— В Грузии прошла очередная встреча глав правительств СНГ. Рассматривались очень важные для всех стран вопросы. К Кыргызстану после мартовской революции был проявлен повышенный интерес. Мне удалось провести переговоры лицом к лицу с министром иностранных дел, с двумя заместителями генерального прокурора, вице–премьер–министром — министром юстиции Грузии, премьер–министром и, по некоторым вопросам, с президентом Грузии. Нам есть чему у них поучиться. Исходные ситуации в постреволюционный период у нас похожие. Успехи Грузии на сегодняшний день поражают. Если при Шеварднадзе бюджет страны составлял 380 млн. долларов США, то за полтора года правления президента Саакашвили бюджет увеличился до 2 миллиардов долларов США. Меня заинтересовал вопрос— из каких источников страна получила такое увеличение доходной части бюджета. Ответ был на удивление прост— правительство перестало воровать и налоги, которые шли в личные карманы, потекли в государственную казну. Состоялись достаточно подробные беседы с премьер–министром Украины Ю. Тимошенко и премьер–министром Казахстана Даниялом Ахмедовым. По некоторым вопросам, связанным с совершенствованием СНГ, я провел переговоры с
В. Рушайло, которого в ближайшее время мы ожидаем в Бишкек с визитом. Нам удалось подписать практически все документы, учитывающие интересы Кыргызстана. Остались не подписаны только два: по долевым взносам с кыргызской стороны, а также вопрос о лизинге и снятию барьеров торгово–экономических отношений между странами СНГ. Мы вернемся к этим вопросам в ходе следующих подобных встреч. Обсуждена проблема о реформировании СНГ в сторону практичности и действенности принятых решений. В целом визит удался. Я доволен итогами и еще раз убедился в том, что не только на бумаге, но и на практике мы должны интегрироваться.
— О чем идет речь в подписанных в Тбилиси документах?
— Об экономическом, культурном сотрудничестве, о единых таможенных зонах, беспошлинной перевозке товаров, о водно–энергетических вопросах.
— Какую реальную пользу для Кыргызстана могут принести договоренности с партнерами по Содружеству?
— Мы намерены с партнерами по СНГ открыть в Кыргызстане совместное производство для нужд сельского хозяйства. Это позволит решить проблемы трудоустройства, разгрузить Бишкек, вернуть “челноков” к оседлой жизни, обеспечить крестьян необходимой техникой.
— Что за техника?
— Пока рано называть конкретно. Вот подпишем документы — тогда пожалуйста.
— А деньги на проект найдете?
— Уже нашли. Недавно и. о. вице–премьера по экономике Данияр Усенов был в Белграде на экономическом форуме…
— Там, где представители 84 стран стоя аплодировали Кыргызстану?
— Да. У него была задача найти деньги на строительство так называемых социальных домов и на осуществление проекта по лизингу. О первом транше уже есть договоренность. Договоренность с Таджикистаном по водно–энергетической программе тоже принесет нашей стране ощутимую пользу.
— Планы грандиозные. Сил хватит?
— Мы должны претворить их в жизнь — иначе не стоило и начинать. По итогам 100 дней я готов отчитаться по всем пунктам.
— Вы свой депутатский мандат сдавать не будете? ЦИК давно заявила, что пора это сделать.
— Я не получаю в правительстве за свою работу в качестве и. о. вице–премьер–министра ни одного тыйына. Если только получу, мгновенно сдам мандат.
— Ничего себе — общественная нагрузка!
— Сыновья говорят, что пока папа не был вице–премьером, они его иногда видели, а теперь не видят вообще…
Рина Приживойт.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10427/