Облить грязью? Извольте
Жизнь уже не однажды доказывала, что насилие в нашем обществе становится нормой. И, к сожалению, наша армия тоже не застрахована от этого явления. Чрезвычайное происшествие в одной из воинских частей Министерства обороны — еще одно тому подтверждение.
...Никто и не предполагал, что спор двух рядовых на вечную тему “кто главнее и сильнее”, случившийся в декабре 2004 года, закончится трагически. Выпускник Кыргызского государственного института физической культуры, мастер спорта по рукопашному бою и кандидат в мастера спорта по греко-римской борьбе Руслан Алиев был призван в армию недавно. Разведчик разведвзвода Уткирбек Мамадалиев, который по возрасту гораздо младше Алиева, пришел на службу всего лишь на полгода раньше — тоже спортсмен, владеющий приемами восточных единоборств. Как утверждают сослуживцы, оба солдата были между собой едва знакомы, но одному из них потребовалось силой доказать свое превосходство. В тот декабрьский вечер парни вместе вышли из столовой — поговорить...
Финал этого “разговора” — гибель Руслана Алиева. Молодой человек успел дойти до казармы и потерял сознание. Его еще успели отнести в медицинскую часть, но врач не сумел его спасти. Как показало вскрытие, Мамадалиев, к несчастью, нанес удар в так называемую смертельную точку — в горло.
ЧП, само собой разумеется, немедленно стало предметом тщательного разбирательства и расследования. Несколько командиров разных уровней понесли серьезное наказание, не позавидуешь и дальнейшей судьбе рядового Мамадалиева, которому в скором времени предстоит доказывать свою крутизну на зоне.
Версия о дедовщине после долгих проверок не подтвердилась. Полгода разницы в сроках службы особых преимуществ не дают, да и самого погибшего солдата униженным слабаком назвать было трудно. Кроме того, оба парня были земляками, и по армейской традиции старший призывом должен был поддерживать сослуживца, а не чинить ему зло.
Безусловно, тяжелее всех сейчас родителям Руслана, но даже их горе не остановило тех, кто воспользовался трагедией и вылил грязь на армию. Городская газета “Вечерний Бишкек” поспешила опубликовать на своих страницах материал, разумеется, переврав многие факты, начиная от имен и названия самой части и заканчивая откровенными передергиваниями Закона КР “О средствах массовой информации”. Разумеется, в материале есть и прямой намек на виновника всего случившегося, которым, по мнению автора, является не кто иной, как министр обороны республики Эсен Топоев.
Никто не отрицает, что произошла трагедия, — один молодой человек в полном расцвете сил умер, другому теперь предстоит отбывать долгий срок за колючей проволокой. Но реалии таковы: сегодня никто не может дать гарантии того, что подобное происшествие не повторится завтра, ведь Вооруженные силы, как известно, это зеркало нашей повседневной жизни. И в этой самой действительности, по официальной статистике, ежедневно происходит не меньше двух-трех десятков происшествий, связанных с гибелью и серьезными ранениями граждан. Тем не менее никому не приходит в голову, например, обвинять министра транспорта в аварии, в которой погибли люди, или акима района, где произошло убийство. Все понимают, что это жизнь, и обществу никуда не деться от ее негативных реалий.
Но автор публикации — корреспондент “ВБ” г-жа Н. Хохлова, судя по всему, послушно выполняла очередной заказ, согласно которому перевела частное трагическое событие в политическую плоскость. К слову, не так давно в самой редакции “Вечернего Бишкека” тоже случилось ЧП: после работы скоропостижно скончался технический сотрудник “ВБ”, еще совсем молодой мужчина. Но никто почему-то и не подумал делать скоропалительные выводы и обвинять в том, что произошло, правящую верхушку редакции. Или, например, за последнее время были избиты и ограблены несколько сотрудников “ВБ”. Но г-жа Хохлова почему–то не видит повода для критического материала в адрес правоохранительных органов. И вовсе не призывает министра внутренних дел ответить за преступления, совершенные против ее коллег.
Вряд ли кто-то будет отрицать, что сегодня неуставные отношения, то есть доминирование старших над младшими, или, попросту говоря, “дедовщина” существуют не только в армии. Увы, но жесткое правило “я обращаюсь с ближним так, как обращались со мной”, имеет место в вузах, школах, государственных учреждениях, частных фирмах и даже в семьях. Психологи считают, что зачатки подобных отношений в нашем обществе в том или ином виде сегодня можно встретить везде, даже в детской песочнице. Ведь всегда находится некто, кто хочет быть “самым главным”. И своего неформального приоритета каждый добивается как может. Посмотрите на 12—14-летних подростков, много вы найдете среди них духовных личностей? А ведь именно они через четыре–пять лет придут в армию, где все взаимоотношения с окружающими сверстниками только обостряются. Тем более что в Вооруженные силы новобранцы приходят не с другой планеты, а из нашей с вами жизни.
Практика более чем убедительно показывает, что большинство нынешних призывников к службе просто-напросто не готовы, и сделать за короткий срок из новобранца настоящего солдата очень сложно. Нашим парням явно не хватает патриотического воспитания, психологической подготовки, в конце концов, элементарной культуры общения с себе равными. Так армия ли в этом виновата? А разве общество не должно нести ответственность за тех молодых людей, которым будет доверено оружие, чтобы защищать Родину? Почему только командиры в армии, а не семья, школа, вуз, производство должны отвечать за парня, который приходит с гражданки с уже устоявшимися взглядами на жизнь, в которых, увы, зачастую отсутствуют такие понятия, как дисциплина, ответственность, даже просто человечность и доброта.
Например, почему у невольного убийцы Мамадалиева проявилась такая жестокость к своему земляку? А откуда взяться жалости к ближнему у круглого сироты, потерявшего мать буквально накануне призыва в армию? И трудно спрашивать с отцов-командиров, почему они за полгода не привили солдату общечеловеческие ценности.
Вообще о “дедовщине” и ее отрицательных сторонах сегодня написано и сказано столько, что, как говорят сами армейские чиновники, на эту тему можно защищать докторские диссертации.
Мы вовсе не собираемся оправдывать солдата Мамадалиева, но повторимся еще раз — недопустимо частный трагический инцидент армейской жизни рассматривать как характеристику всех Вооруженных сил страны.
И это вовсе не субъективная точка зрения. Так, например, считают в общественном объединении солдатских матерей Кыргызстана, то есть в той организации, которую трудно заподозрить в предвзятости и зависимости от Министерства обороны.
Перелом к лучшему начался в девяносто девятом году после первой баткенской войны, когда оплеванная и униженная нашими политиканами армия защитила страну. Тогда и общество осознало на своем горьком опыте, что лучше все-таки кормить свою армию, чем боевиков Исламского движения Узбекистана.
Между прочим, во многом позитивному изменению сознания в обществе способствовал и сам министр обороны Эсен Топоев, который действительно немало сделал для Вооруженных сил и для безопасности всей страны. Например, проводимые в армии реформы позволили снизить количество несчастных случаев, связанных с гибелью солдат, а увеличение числа контрактников обратно пропорционально проявлениям так называемой дедовщины.
А если уж действительно смотреть в корень проблемы, то нашим Вооруженным силам уже пора полностью переходить на контрактную основу несения воинской службы. Вот какие вопросы требуют всестороннего обсуждения в средствах массовой информации, хотя, разумеется, лить грязь на армию и ее руководство намного проще. Ведь это не требует особого профессионализма, умения вскрыть проблему и привлечь к ней внимание общества.
При желании, а тем более отрабатывая заказ, можно найти грязь даже в роднике. Не говоря уже о такой инфраструктуре общества, как армия. Безусловно, репортер имеет право писать на любую тему. Но критический материал в газете предполагает еще и профессионализм журналиста, основанный в первую очередь на знании самой темы. А какие чувства, кроме горькой иронии, может вызвать материал об армии, с ложным пасфосом написанный 25-летней репортершей?
Скорее всего, помимо ответственной заказухи, у г-жи Н. Хохловой еще и взыграли амбиции: ее, видите ли, не хотят пускать на территорию части. Но армия — простите, не проходной двор. С чего, собственно говоря, она решила, что ей по первому капризу обязаны распахнуть ворота в воинскую часть? Это вообще-то закрытый военный объект, а не дискотека или сауна, так что какие могут быть претензии у репортерши, не имеющей никакого отношения к армии вообще?
Впрочем, судя по концовке своего материала, г-жа Хохлова не намерена отступать и жаждет добиться–таки разрешения пройти в часть. По крайней мере, этого в безапелляционной форме она требует от министра обороны. Забывая, что бесцеремонного и назойливого гостя можно просто не пускать на порог. Пускай себе колотится...
К. Аскеров.
P.S. По приговору военного суда рядовой Мамадалиев приговорен к четырнадцати годам лишения свободы.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/9764/