Своих сажать не будут
По просьбе редакции «МСН» политзаключенный Феликс КУЛОВ ответил на ряд актуальных вопросов
— Ваше мнение о последних инициативах А.Акаева.
— Мне неинтересно тратить время на то, чтобы отслеживать каждый час наших уважаемых руководителей правительства и государства. Поэтому, возможно, что–то не увидел или не смог оценить.
Отмечу лишь три вещи.
Первая. Желание засудить газету “МСН”. Считаю это несолидным и неумным шагом, на который вероятно подтолкнули А,Акаева его советники или прибывшие для участия в предвыборной кампании недобросовестные пиарщики.
В суде А.Акаев потребует от газеты представить соответствующие доказательства в подтверждение компрометирующих его статей. Уверен, что какие бы доказательства ваша газета ни представила, суд ни за что не примет их во внимание. Таким образом, заранее предрешено, что “МСН” процесс проиграет. Однако А.Акаев от такого судилища абсолютно ничего не выиграет. Это будет его пиррова победа, так как вместо того, чтобы убедить широкую общественность в своей чистоплотности и чистоплотности членов своей семьи, он попросту закроет рот критикам. Было бы правильным и мудрым, если бы он на каждую критическую статью давал сам или от имени пресс–службы необходимые разъяснения или опровержения. От таких действий его авторитет как демократа, толерантного и великодушного руководителя не только бы не упал, а наоборот, еще больше укрепился. К сожалению, он пошел по наиболее легкому и безопасному для себя пути: использовать “карманные” суды, готовые расправляться с неугодной независимой газетой, вместо того, чтобы попытаться доказать свою непричастность к вопиющим фактам “прихватизации” и строительству фешенебельных дворцов. Самый богатый человек в мире Билл Гейтс живет в более скромных условиях.
Вообще–то А.Акаев в последние годы стал считать для себя зазорным встречаться не то чтобы с простыми людьми (речь не идет о заранее подготовленных встречах и общениях с дежурной публикой) и оппозиционерами, коих в стране уже большая часть населения, но даже с депутатами Жогорку Кенеша (читку ежегодных посланий перед ними к встрече отнести нельзя). Для него стало удобнее это делать, используя суды, да и то не лично, а через своих адвокатов. Как его оберегают от нежелательных контактов, оберегали, пожалуй, только старого и больного Л.И.Брежнева.
Вспоминаются изречения китайского мудреца Лао Дзюня: “Пользуясь властью, творить произвол — это болезнь”, “Побеждать человека посредством подачи официальных бумаг — это болезнь”, “В нападении не соблюдать законов, правил — это болезнь”, “Направлять и просвещать заблудших и ошибающихся — это лекарство”, “Не относиться к себе слишком уважительно — это лекарство”.
Вторая. Это явно популистская, ни к чему не обязывающая ее создателей программа “Чистый Кыргызстан”. Как сказал один из здешних людей: так мозги запудрили людям, что впору принять еще одну программу — “чистые мозги”.
2004 год торжественно провозгласили Годом добросовестного управления. Подняли большой шум, чтобы убедить население и страны–доноры, что с коррупцией, которая, по признанию президента, добралась до седьмого этажа, то есть туда, где расположены кабинеты первых лиц страны, будет в основном покончено. Сделали громкие заявления Генпрокуратура, МВД, СНБ. Чиновники, естественно, вздрогнули. Случайно или нет, но численность колонии, где я содержусь, сократилась почти вдвое. По слухам среди заключенных, освобождались места для коррупционеров (их здесь называют “маслокрады”). Прошел Год добросовестного управления, и вот объявили новую программу: “Чистые руки”, то есть судебную, уголовную ответственность решили подменить моральной. Проще говоря, своих сажать не будут.
Третья вещь, которая дает немало пищи для размышлений и выработки политических прогнозов на ближайшие месяцы, — это повальное “бегство” детей и родственников президента, премьера и других высокопоставленных руководителей в депутаты Жогорку Кенеша.
Что это — потеря чувства реальности, когда уже ничего не боятся и в открытую захватывают все ветви власти или нечто другое?
Априори своих политических оппонентов надо уважать. Все же хочется верить, что если не порядочность, то какое–то чувство меры у людей должно быть. Как говорится, хотя бы уровень должности не должен позволять опускаться ниже положенного. Значит, надо полагать, что за массовым исходом в депутаты кроются иные причины.
Первая (и очевидная) в счет не идет, и без того ясно, что: на всякий “пожарный” случай решили обезопасить своих детей и родственников, облачив их депутатской неприкосновенностью. Основная же состоит в том, чтобы с их помощью (другим это не доверить, так как надежных почти не осталось) после выборов в Жогорку Кенеш провести новую конституционную реформу. Цель ее будет в том, чтобы дать А.Акаеву пребывать во главе страны еще какое–то время, пока не подрастут преемники. И в принципе неважно, как будет называться новое госустройство и как будет величаться новая должность Аскара Акаева. Главное не казаться — главное быть. Но все это произойдет лишь в том случае, если выборы пройдут “успешно”, то есть если удастся без последствий фальсифицировать их результаты. Другая, которая зависит от реакции населения на выборы, будет состоять в том, чтобы успокоить общество досрочным уходом с должности и назначением своего преемника — марионетку и тем самым постараться застать врасплох оппозицию. А без своего парламента решение такой задачи может существенно осложниться.
— Помнится, ваша партия “Ар–Намыс” в середине 1999 года первой подняла вопрос о двойном гражданстве с Россией, о придании русскому языку статуса государственного. Теперь вот этот же вопрос инициируют кандидаты в депутаты от партии “Алга, Кыргызстан!”. Что это, политическая спекуляция или стремление еще больше сблизиться с Россией?
— Если правящий режим действительно так искренне заинтересован в укреплении связей с Россией, то вопросы о двойном гражданстве и придании русскому языку статуса государственного были бы давным–давно решены, не дожидаясь появления какой–то партии. Почему сейчас, а не тогда? Тогда шла большая помощь от Запада, а Россия не могла выбраться из экономического кризиса и, скажем так, вела не очень “трезвый” внешнеэкономический курс. Теперь, когда Россия встала на ноги и пытается вернуть утраченное влияние на республики бывшего Советского Союза, сразу же начались определенные телодвижения и неповторимые по своей напыщенности заявления типа “Россия дана нам Богом!”. Спрашивается: а где мы были раньше со своей заботой о русском языке, стремлением сохранить и удержать русскоязычных специалистов?
Я много раз говорил и буду неустанно повторять, что независимо от воли того, кто бы ни пришел к власти в нашей стране, Россия для кыргызов всегда будет приоритетной страной. Наши соотечественники уже проголосовали за Россию своими ногами. Больше полумиллиона их живут и работают на российских просторах. Этот фактор хочешь не хочешь, а обязан учитывать любой руководитель. Помню, по приглашению американской стороны делегация нашего Министерства национальной безопасности, которую мне как министру было поручено возглавить, посетила США, где имела официальную встречу с руководством ЦРУ. На ней обсуждались вопросы взаимодействия по борьбе с оргпреступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия. Для того, чтобы сразу же определиться, я заявил, что любые контакты между нами не могут быть использованы во вред нашим союзникам по ДКБ и прежде всего России. Такое заявление было встречено не только с пониманием, но и одобрением. Американцы прекрасно понимают, что от геополитического фактора никуда не денешься. Для них очень важно, чтобы наша страна не представляла угрозы для других, не свернула с демократического пути развития.
Для Киргизии роль главного гаранта в демократических преобразованиях как в политике, так и экономике должна играть демократическая Россия. Недопустимо противопоставлять в нашей внешней политике Россию другим странам. У нас пока нет врагов и было бы очень глупо создавать их сейчас, что весьма успешно делают проправительственные СМИ не без подачи своих хозяев, мечущихся от одной кормушки к другой.
— После уроков Украины Россия, судя по всему, не хочет упустить Кыргызстан. Чему доказательство встреча И.Иванова с К.Бакиевым. Как вы думаете, прислушается ли кыргызская оппозиция к предостережениям российских политиков не допустить повторения “оранжевой” революции?
— Еще раз хочу повторить: влияние России на нас огромно. И то, что российское руководство пытается прозондировать позицию кыргызской оппозиции, очень симптоматично. Мы это высоко оцениваем, поддерживаем и, безусловно, мнение наших российских друзей для нас всегда будет важным, приоритетным и всегда будет учитываться. Однако революция произойдет не потому, что этого хочет оппозиция, а потому, что ее спровоцирует сама власть. Будут фальсификации — будут недовольства. Люди скорее всего не ограничатся разговорами на кухне, а выйдут на улицы. Оппозиция, естественно, в кустах отсиживаться не будет. Один товарищ меня уверял, что деньги на так называемую революцию дадут не Запад, а российские бизнесмены, бывшие наши земляки, которые с удовольствием вложили бы деньги в развитие своего бизнеса на своей малой родине — Киргизии, но не могут этого сделать по причине коррупции, чиновничьего беспредела, захвата рынка представителями семейных кланов. Они здесь никому не нужны. Республика маленькая, все давно схвачено, поделено, так что если у нас революция произойдет, то не с помощью Запада. Но это мнение, а точнее, мысли вслух, одного человека. Народ за деньги на революцию не пойдет. Сброд, наверное, собрать можно, но с его помощью большая политика не делается и, кроме того, с ним позора не оберешься. А когда народ поднимется по-настоящему, — это уже будет видно сразу. И тогда революционная смена власти неизбежна.
— Существует мнение, что оппозиция разобщена, разнородна, несплоченна, подвержена такой же, как и власть, родоплеменной болезни. Неужели нельзя договориться ради общих целей?
— Можно, нужно. Время еще есть. Сейчас в проработке находятся вопросы, которые условно можно назвать обязательствами договаривающихся сторон и которые должны стать фундаментом для объединения. Прежде всего это исключение в будущих эшелонах власти родственников президента, премьер–министра, недопущение узурпации экономически значимых объектов представителями новых семейных кланов, совместное обсуждение кандидатов на высокие должности с коллегиальным принятием решений, придание большей самостоятельности правительству, подотчетность парламенту силовых структур, укрепление независимости судей, обеспечение прозрачности, гласности и учета мнения населения, политических партий, общественности при их отборе и назначении, переход от мажоритарной к пропорциональной системе выборов и т.д. Думаю, что после выборов в ЖК оппозиция будет готова к объединению на совместно выработанной платформе.
— Сумеет ли оппозиция противодействовать стремлению А.Акаева узурпировать власть?
— А.Акаев нам не враг и как умный человек должен понимать, что власть не вечна и пожизненной монархии ему не создать. Все последние его шаги свидетельствуют , что он очень боится того, что его после ухода с должности привлекут к ответственности. Он не верит в незыблемость Конституции, в которой детально прописаны гарантии его защиты от любых преследований, потому что знает, как она легко меняется; он слишком хорошо знает “гибкость” им же созданной судебной системы и двуличие собственного окружения, а, имея их перед глазами, всем остальным он и вовсе не доверяет. Врагов тайных и явных у него и без нас накопилось немало. Нам же становиться на тропу войны и мести — дело не мужское, неблагодарное. Не на разборки надо тратить драгоценное время, которого уже не осталось, а страну поднимать, нацию спасать от вырождения. Моральную же оценку пусть дают история, народ, которая может оказаться пострашнее тюрьмы.
— Ваш заместитель по партии Эмиль Алиев баллотируется по первому избирательному округу вместе с Бермет Акаевой. Есть ли у него шансы на победу?
— Э.Алиева очень хорошо встречают избиратели. Победить в честной борьбе шансы у него велики. Бермет грамотная, очень способная девочка, но она пока не имеет такого политического опыта и известности на общественном поприще, как Эмиль Алиев. Тем не менее вы прекрасно понимаете, какие силы стоят за ней и что будет с теми людьми, если она проиграет. Поэтому они сделают все невозможное, пойдут на любые махинации, лишь бы ее протащить в депутаты. Но за нами народ, а это важнее и весомее. Кроме Э.Алиева мы выдвинули еще семь кандидатов. Всем им приходится вести предвыборную кампанию в непростых условиях. Они не располагают достаточными средствами, транспортом и поэтому просто не успевают на своих двоих дойти до каждого избирателя. Призывать голосовать за них не могу, иначе им придется заплатить за это интервью большие деньги из своих избирательных фондов. Но, думаю, и так понятна моя позиция в этом вопросе.
Пользуясь случаем, обращаюсь к избирателям: постарайтесь прийти на выборы и отдать свои голоса, повинуясь зову сердца, а не желудка. Тот, кто накормил вас сегодня, сделал это не бескорыстно, завтра он свои деньги вернет, используя депутатский мандат и, разумеется, за счет народных средств. На выборах, как на войне. Генералы решают, но победу приносит солдат. Голос каждого избирателя на этих выборах будет очень важным. Хотите достойной жизни, обязательно приходите на выборы. Как выбрать того кандидата, который оправдает ваши надежды? Очень просто: надо представить, что вы решили доверить своего сына или дочь кому–то из них. Если такого надежного человека среди них нет — голосуйте против всех. Есть другой надежный способ: голосовать методом исключения. То есть выбрать того, который не раздавал подарки, не давал пустых обещаний и сможет в будущем отстаивать ваши права и интересы, не боясь при этом пойти даже против воли главы государства.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/9523/