Распечатать: Притча о светлом РаспечататьОставить комментарий: Притча о светлом Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Притча о светлом Посмотреть комментарии

7 декабря 2004

ОБЩЕСТВО

Притча о светлом

    Сегодня — самый что ни на есть повод пойти в театр Арсена Умуралиева, ведь там — премьера!
    “Последний вечер Юсуфа” — трудно сказать, что это: драма? Притча? Сами создали, изрядно поломав головы, определили жанр весьма своеобразно.
    — Форма спектакля — размышление, сон, мираж, — трактует Довлатали Убайдуллоев, режиссер, заслуженный артист Таджикистана.
    С этим человеком, во всяком случае, с его постановкой, бишкекчане знакомились во время международного фестиваля “Во имя мира”, который проходил этой весной. И зал (был, кстати, аншлаг) весьма радушно принял его “Ветровал–Джазиброд”. Тогда, во время фестиваля, руководитель городского — арсеновского — театра Айгуль Умуралиева подала Довлатали пьесу (написал ее наш молодой драматург Талай Осмонов): прочтите, подумайте… В основе материала лежала знаменитая книга Юсуфа Баласагуни “Наука быть счастливым” . Убайдуллоев подумал и решил: все же нужно обратиться к первоисточнику. В итоге получились размышления и над Баласагуни, и над Осмоновым.
    — Этот материал был у нас в разработке очень давно: еще в 94–м Арсен Умуралиевич читал главу из книги Юсуфа, — рассказывает Айгуль Умуралиева. — Почему мы обратились к этой теме? Интересен сам Юсуф Баласагуни, влечет его личность, его книга. Мы живем в шестидесяти километрах от Токмака. Знаем, что на его территории находятся остатки древнего городища, которое когда–то было одним из центров науки и культуры на Шелковом пути. Тогда было единое геополитическое пространство, шел интенсивный культурный обмен. Хотелось прикоснуться к той личности, к тем ценностям: ведь книга по сути была нравственным кодексом. В ней можно было прочесть, каким должен быть визирь, каким мулла… Вряд ли найдется хоть тысяча людей, которые читали “Науку быть счастливым”. Концепция нашего театра обращена к многоязычному населению Бишкека. Но, с другой стороны, в репертуаре любого театра должен быть спектакль о своей стране.
    Что это? Сам Юсуф, сосредоточенный над книгой. Некто в черном, безаппеляционно врывающийся в думы философа — вместе с балаганными видениями, сумятицей и тревогой. Слуга, обвиняющий любимую дочь Юсуфа в грехах. Сама дочь — покорная, спокойная, вдруг взрывающаяся потоком обид и непочтения. Вечные терзания: как быть? Внезапно появляющийся молдо, запрещающий завершить труд. Ангел–хранитель и Сатана. Воздаяние и наказание. Вечность… Что это?
     — Главная идея — это то, с чем человек приходит к финалу своей жизни, — объясняет Айгуль. — Что ему зачтется? Что есть святого в человеке? Что им движет?
    Вопросы для человека не только ищущего, но и житейски опытного. И Алтынбек Максутов (актер уже зрелый и прошедший хорошую московскую школу) достойно справился с философией последнего дня. Как и таджикский режиссер. За его плечами — санкт–петербургская режиссерская школа. А в этакой классификации режиссеров (чистых постановщиков, отдающих предпочтение не замыслу и энергетике, а красивому коллажу и красивым действиям, режиссеров–репетиторов, режиссеров формальных, режиссеров–авторов и проч.) ему отдают звание режиссера вдохновленного. Между прочим, умуралиевский театр изначально создавался как экспериментальная площадка для творчества, а потому за все время существования театра это уже девятый гость и партнер.
    — Чем хорош городской театр? — продолжает Убайдуллоев. — Мы так устали от застывшего академизма. А здесь молодая труппа. А молодость всегда стремится к поиску неординарного.
    Режиссер уже обращался к классикам фарсийской культуры, ставил Руми и др. Чтобы глубже вникнуть в ткань спектакля, Довлатали перерыл все архивы в родном Душанбе: все–таки мало известно об XI веке, а уж тем более познакомиться с жизнеописанием самого Баласагуни — задача не из легких.
    — Перед Баласагуни вообще стоит склониться, — говорит режиссер. — Ведь все в то время писали на фарси, на языке богемы. А он создал произведение на том языке, на каком мы любим, ругаемся и живем…
    — Я думаю, что “Наука быть счастливым” — это не единственное его произведение! — уверен он. — Такого просто не может быть. Думаю, другое затерялось, остался только этот трактат. Я верю…
    Ну а придя сегодня на спектакль, вы поймете, как важна вера — в любом ее понимании и особенно духовном (человек ведь всегда колеблется в состоянии “или–или”, между светом и темнотой и в любых своих ипостасях). И кто–то увидит свет.
    Татьяна Орлова.
    Фото Владимира Пирогова.

    


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/8740/


Распечатать: Притча о светлом РаспечататьОставить комментарий: Притча о светлом Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Притча о светлом Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007