Мэрская управа
В столице грядет смена власти
Что Бишкек получил с избранием нового состава горкенеша? «Убедительную победу партии «Алга, Кыргызстан!» — трубит семейная «Вечерка» Но если 15 алгинцев — это кого–то и убеждает, то пусть себя тешит. А в общем в горкенеш прошли наряду с представителями семейной партии и адилетовцы, и представители партии «Моя страна», и независимые кандидаты. Так что состав получился достаточно пестрый. Хотя руководящие должности — у лидеров. Пост председателя занял (тайным голосованием) член партии «Алга, Кыргызстан!», его заместителя (открытым голосованием) представитель «Адилет».
Одни называют прошедшие выборы в городской кенеш генеральной репетицией перед сражением за места в однопалатном парламенте. Другие видят в них импульс для энергичной работы местного самоуправления. Пришли, дескать, молодые, энергичные, амбициозные. Им и карты в руки.
Но за этой ширмой скрыта бомба, которая при детонации оставит пустое место от городского кенеша. В смысле его, горкенеша, пустой траты времени на сессии. Ему останется разве что по призывам алгинцев улицы подметать. А речь идет об инициированном мэрией проекте закона о статусе столицы и организации местного самоуправления. Этот законопроект мы попросили прокомментировать одного из тех, кто принял его в штыки, — председателя комиссии горкенеша по инвестициям, муниципальной собственности, предпринимательской деятельности и внешнеэкономическим связям Андрея Филатова.
— Как известно, в 2002 году указом президента была утверждена Национальная стратегия развития местного самоуправления. И это правильно, когда провозглашается делегирование насущных вопросов от вышестоящего уровня нижестоящему. В том же году был принят и Закон “О местном самоуправлении и местной государственной администрации”. И, наконец, в сентябре прошлого года парламентом принят, а президентом подписан Закон “О финансово–экономических основах местного самоуправления”, который призван урегулировать фискальную децентрализацию. По сути, это модель новых межбюджетных отношений. Но, к сожалению, закон до сих пор не действует. Министерство финансов почему–то считает, что страна к фискальной децентрализации еще не готова, и собирается осуществлять эту децентрализацию не ранее 2006 года. Между тем сегодня у местного самоуправления отсутствуют реальные стимулы для сбора местных налогов — все равно все деньги заберут наверх. Министерство финансов даже термин придумало — передаваемые ( а точнее будет — изымаемые) средства. Причем Минфин очень часто пересматривает нормативы отчислений — на местах невозможно к ним приспособиться. А в итоге все перечисляется в республиканский бюджет. Для Минфина потерять контроль на местном уровне означает лишение своей значимости, особенно в год парламентских и президентских выборов.
— А какое отношение это имеет к мэрскому законопроекту?
— Понимаете, по тому же сценарию действует и мэрия столицы. Казалось бы, зачем видоизменять Закон “О статусе столицы”, принятый в 1994 году? Для каких таких целей? И тут мы подходим к главному: мэрия намерена полностью взять власть в свои руки?
— А что, этой власти было у нее мало?
— Выходит так. Читаем в прежнем Законе “О статусе столицы”: “Акты (постановления и распоряжения) главы госадминистрации, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории г.Бишкека предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами”. То же самое относится и к постановлениям горкенеша. И если посмотреть на взаимоотношения этих двух городских ветвей власти в новом законопроекте, то они остаются прежними. Но все дело в деталях. Смотрим в действующем законе о местном самоуправлении статью 13 о принципах местного самоуправления: волеизъявление граждан через местные кенеши, их исполнительные, распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления... независимость местных кенешей в решении насущных вопросов.
Какие наказы были кандидатам в депутаты горкенеша нового созыва? Да те же, что и прежде: наведение порядка на транспорте, в здравоохранении, образовании, поддержка малоимущих и т.д. Казалось бы, у мэрии полномочий хоть отбавляй, а порядка в городе как не было, так и нет. По ныне действующему законодательству горкенеш может выразить недоверие не только мэру, но и вице–мэрам, руководителям районных госадминистраций, принимает решения по выражению недоверия руководителям подразделений и служб города, что влечет за собой их отстранение от должности.
Что же предлагают разработчики нового законопроекта? “Мэр города назначает руководителей органов исполнительной власти местного самоуправления”. То есть тех же вице–мэров без согласия горкенеша, а значит, и без его контроля за их деятельностью. А глава районной госадминистрации мэрии города назначается и освобождается от должности президентом по представлению мэра. И тоже без согласования с горкенешем и без его полномочий выражать ему недоверие. Эти чиновники не будут чувствовать своей ответственности, что ну никак не согласуется с линией президента по добросовестному управлению. Мэрия хочет взять дополнительные полномочия, но не дополнительную ответственность за свои действия. Любопытно, что разработку нового законопроекта подогревают якобы разговоры о двоевластии в городе — мэрия, горкенеш, кто выше по статусу — мэр или председатель горкенеша? Скажу больше: многие нынешние депутаты города поддерживают этот законопроект. Они или не понимают, что по сути происходит смена власти, или намеренно ратуют за властную вертикаль. То есть, увы, за бесконтрольность мэрии.
— Это напоминает взаимоотношения Жогорку Кенеша и правительства. На последней сессии СНП прямо указывалось, что министерства и ведомства игнорируют постановления верхней палаты, считают эти постановления не более чем рекомендациями. Госорганы всячески препятствуют работе парламентских комиссий.
— То же самое наблюдается и на уровне местных кенешей. Скажем, так и остались без внимания мэрии итоги проверки депутатской комиссией прежнего состава горкенеша школ и гимназий столицы. За вопиющие факты коррупции, поборов никто из директоров школ и гимназий не понес ответственности. А все почему? Эти директора — организаторы выборных кампаний. На кого из кандидатов в депутаты им укажут делать ставку, за того они и будут агитировать и учителей, и родителей.
Сегодня мэрия намерена встать якобы в фарватере реализации Закона
“О местном самоуправлении”, а на самом деле своим законопроектом о статусе столицы фактически подминает все под себя: и кадровую политику, и решение экономических и социальных проблем. “Глава районной администрации мэрии города, — записано в законопроекте, — назначается и освобождается от должности президентом по представлению мэра”. С горкенешем кандидатуру даже согласовывать не надо. И районные акимы вообще станут бесконтрольными хозяевами.
А вот что касается по законопроекту функций мэра города: “Самостоятельно предоставляет земельные участки в собственность и в пользование, в том числе на условиях аренды в соответствии с действующим законодательством; решает другие вопросы в сфере регулирования земельных отношений...”. Мы же все видим, во что превратилась столица — идет сплошная застройка частными особняками, кафе, ресторанами, казино. А тысячи жалоб и обращений граждан в городские службы по поводу шума и гама, сноса зеленых насаждений остаются без внимания. В лучшем случае Бишкеглавархитектура дает ответ: мол, при отведении земельных участков под застройку нарушений нет. И как бы рьяно депутаты горкенеша ни защищали интересы своих избирателей, по новому законопроекту все их усилия окажутся тщетными. Мэр всем распоряжается бесконтрольно. И даже проект генплана города по инициированному мэрией закону о статусе столицы и организации местного самоуправления утверждается правительством, а не горкенешем. А правительство готово в столице строить все, что угодно, но только не создавать жилой фонд для действительно нуждающихся граждан.
Словом, идет подмена понятий децентрализации. Мало того, и через лупу не видно перспектив добросовестного управления. Исчезает само понятие общественного контроля.
Если Законодательное собрание примет новый закон, то оно лишит горкенеш основных полномочий — права отстаивать интересы граждан. Горкенеш станет не просто карманным, а абсолютно нулевым по действенности.
Геннадий Кузьмин.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/8696/