Нацбанк долги не любит. Он их укрывает
Две тонны золота осело в коммерческих структурах Швейцарии, миллионы долларов — в обанкротившихся банках Кыргызстана
В августовской публикации «Режим наибольшего благоприятствования» мы упомянули о том, что на осенней сессии СНП парламентарии намерены обсудить вопросы, связанные с возмещением иностранных кредитов, полученных АО «Жибек Жолу», возвратом кредитов Европейскому банку реконструкции и развития и возвратом депозитов, вложенных в Центральноазиатский банк сотрудничества и развития.
И парламентарии свое дело сделали, обсудив информацию депутатской комиссии, приняв постановление, расставившее все по своим местам и засветившее “фигурантов”.
Так, в соглашении о сотрудничестве между правительством КР и компанией Andre (Швейцария) от 4 июня 1993 года не говорилось об обеспечении обязательств правительства залогом в виде золота и в иностранной валюте. Но залог в SBС (Швейцарская банковская корпорация) под кредит компании Andre для АО “Жибек Жолу” был выставлен дважды — 30 августа 1993 года и 2 февраля 1994 года за подписью тогдашнего председателя Нацбанка К.Нанаева. А это — более чем две тонны золота и 6 миллионов долларов. Очень важная деталь: первый залог (705,8 кг золота) был выставлен еще даже до заключения контрактов с компанией Andre и выдачей правительственной гарантии. (Целевое назначение и сумма этого первого кредита под залог неизвестны. Подтверждающие документы отсутствуют. — Г.К.)
На поручение правительства дать экспертную оценку по проектам АО “Жибек Жолу” Министерство экономики и финансов шлет отрицательное заключение. А генеральный директор Госкоминвеста А.Сарыгулов “не дал конкретного заключения” ( так в тексте постановления СНП. — Г.К.). Тем не менее 30 декабря 1993 года заместитель министра экономики и финансов К.Уразбаев “без особых на то полномочий” от правительства подписывает гарантийное письмо о своевременности расчетов по кредитной линии компании Andre акционерному обществу “Жибек Жолу” по заключенным между ними контрактам на поставку оборудования по розливу минеральной воды и производству детского питания. Увы и ах! Монтаж оборудования по производству детского питания до сих пор не завершен из–за недопоставки конструкций асептического склада стоимостью свыше 3 миллионов долларов. Но, несмотря на это, Нацбанк рассчитался с Andre за непоставленное оборудование и, кроме того, заранее оплатил 10 процентов стоимости контракта. Всего переплачено 4 млн. 767 тысяч 480 долларов США. Между тем АО “Жибек Жолу” так и не смогло заработать в полную силу и возвратить кредит.
И что же? В мае прошлого года Швейцарская банковская корпорация SBC списывает залоговое обеспечение Нацбанка в сумме 25 млн. долларов на погашение кредита, иными словами, забирает все себе. А в это время Нацбанк добивается реструктуризации долга в полной сумме убытков по кредитам АО “Жибек Жолу”, то есть 30,2 млн. долларов и перекладывает на бюджет республики до 2012 года, тем самым убытки государства возросли более чем на 7 млн. долларов. (Добавим еще, что, судя по справке депутатской комиссии, кыргызской стороной уже была произведена выплата процентов по кредиту — 7,2 млн. долларов и штрафов — 16,8 млн. долларов, то есть этот “Шелковый путь” обошелся государству, нам с вами, более чем в 50 миллионов “зеленых”. — Г.К.).
Но удивительная вещь. Служба национальной безопасности расследовала уголовное дело по АО “Жибек Жолу” “не в полном объеме” (так в постановлении парламентариев. — Г.К.), что повлекло за собой его необоснованное прекращение.
А вот другая история на ту же тему невозврата долгов. 16 февраля 1995 года между Нацбанком и Европейским банком реконструкции и развития было подписано два кредитных соглашения на общую сумму 21 млн. долларов. А в июле и сентябре 1997 года подписываются соглашения о кредитных линиях между Нацбанком и АКБ “Курулуш”, АКБ “Кыргызстан”, КыргызКрамдсбанком и АКБ “Меркюри”. Все проекты кредитования и залоги согласовывались с ЕБРР и НБ. Было профинансировано 38 проектов на 11 млн. 601 тысячу 122 доллара. На сегодняшний день задолженность коммерческих банков перед Нацбанком составляет 7,1 млн. долларов. Но поскольку все АКБ, получившие кредитные средства, объявлены банкротами, за исключением АКБ “Кыргызстан”, вероятность возврата кредитов отсутствует.
Депутатской комиссией установлено, что основной причиной сложившейся ситуации явилось халатное отношение к своим обязанностям должностных лиц НБ КР, отсутствие банковского надзора.
То же можно сказать и по поводу взаимоотношений НБ КР с Центральноазиатским банком сотрудничества и развития (ЗАО “ЦАБСиР”), который был создан в 1994 году тремя государствами. Нацбанк в нарушение Закона “О Национальном банке Кыргызской Республики” оплачивает долю нашего государства в уставном капитале ЦАБСиР в размере 3 млн. долларов, что квалифицируется как завуалированное, скрытое кредитование. В 1997 году председатель правления Нацбанка М.Султанов назначается одновременно еще и на должность председателя совета директоров ЗАО “ЦАБСиР” и председателя совета директоров АО “Кыргызгазмунайзат”. В том же году НБ КР размещает в Центральноазиатском банке сотрудничества и развития два депозита на сумму 3 млн. долларов сроком на полгода с начислением процентов. Из этой суммы ЦАБСиР в лице Г.Сооданбекова выдает АО “Кыргызгазмунайзат” 1,5 млн. долларов, получают кредиты также АО “Кыргызэлектродвигатель” и АО “Жанар”.
К концу 1997 года наступает срок возврата депозитов и выплаты процентов, но ЦАБСиР своих обязательств не выполняет. Однако вместо того, чтобы принять меры к возврату депозитов, НБ КР заключает третий договор с ЦАБСиР по размещению депозита на 1 млн. долларов. В итоге общая сумма потерь и убытков Нацбанка по ЗАО “ЦАБСиР” составила более 7 млн. долларов. Национальному банку удалось восстановить всего 215,5 тысячи “зеленых”. Деятельность ЦАБСиР приостановлена, валютных средств нет, восстановить потери невозможно. (По некоторым сведениям, эти деньги осели в одном из банков Америки, предположительно, Bank of New York . — Г.К.).
“При заслушивании отчета председателя правления Нацбанка У.Сарбанова комитетами СНП, Счетной палатой, — говорится в постановлении парламентариев, — было отмечено его халатное отношение к своим должностным обязанностям...” И СНП просит президента страны рассмотреть вопросы: о соответствии занимаемой должности нынешнего председателя правления Нацбанка и об ответственности прежнего председателя НБ К.Нанаева, занимающего ныне должность посла в Российской Федерации, а также бывшего директора Госкоминвеста А.Сарыгулова, сейчас посла в ФРГ.
А Генеральной прокуратуре СНП предписывает рассмотреть вопросы: об отмене постановления о прекращении уголовного дела по АО “Жибек Жолу”; о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Нацбанка, виновных в отсутствии должного контроля за выдачей и возвратом кредитов, полученных от Европейского банка реконструкции и развития, что повлекло причинение государству ущерба в особо крупных размерах; о законности внесения Нацбанком депозитов в Центральноазиатский банк сотрудничества и развития.
Кроме того, СНП отмечает неудовлетворительную работу Нацбанка и правительства по возмещению крупного ущерба, причиненного государству.
Примечательно, что Генпрокуратуре следует доложить Собранию народных представителей о принятых мерах по исполнению постановления к 30 декабря 2004 года. Это примечательно тем, что к тому времени будет, пожалуй, не ахти какой дееспособный состав парламента в силу того, что нынешние народные избранники активно включатся в подготовку к выборам в однопалатный парламент. И все может быть спущено на тормозах. И все же, все же в историю Кыргызстана внесена еще одна страничка (официальная) о засилье коррупции, опутавшей высшие эшелоны власти государства чуть ли не с первых шагов его независимости.
Геннадий Кузьмин.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/8537/