Джаз, «приперченный» акыном
«Иногда Вселенная идет по самым необъяснимым дорогам!» — воскликнул Адам Клиппл, узнав, что его коллектив выступает в Бишкеке 15 октября — тютелька в тютельку в ту дату, когда был их прошлогодний концерт на кыргызской земле.
В тот раз, правда, их было четверо. Нынче же у Адама — трио. “Более стабильная вещь”, — охарактеризовал он, не иначе как памятуя о курсе геометрии с ее треугольниками. Год назад американцы приезжали к нам по программе “Посланцы джаза”. А сейчас — по собственной инициативе, где–то по пути между Россией и Узбекистаном. Ибо...
— Я спросил тогда у Бишкека: мне прийти снова? И он ответил: да! — Адам весьма эмоционален и демонстративен.
Если на пресс–конференции он без конца жестикулировал, расчерчивая в воздухе меридианы с параллелями и “нанося” на них координаты Бишкека и Нью–Йорка (откуда сам), то на концерте яростно откидывал голову, играл плечами и стрелял глазами. То есть вошел в раж и из него не вышел. Кстати, застиранную футболку, в которой явился к журналистам, Клиппл сменил на импозантный костюм. Внешний вид других музыкантов тоже был любопытным: барабанщик Крис Эддлтон закатал одежду на всех конечностях (по локоть, по колено), а бас–гитарист Дэвид Амбросио прикрылся банданой.
Конечно, не ради экстерьера публика почти час терпеливо ожидала, когда наконец ее пустят в зал (гастролеры — спасибо отечественной авиации — из Оша прилетели с опозданием на несколько часов, и пришлось все делать в авральном режиме). А дождавшись, не была разочарована.
— Кандайсыз? — засмеялся в микрофон лидер трио.
Переполненный зал с балконом опешил. Тут у кого–то зазвенела мобила.
— Это мне? Пажалста, у? — тыкал пальцем в воображаемую кнопку “отключить”. Народ приучился ходить на бесплатные концерты, а вот вести себя по–человечески — не всегда.
Каждый номер Клиппл предварял мешаниной из кыргызских, русских, английских слов. Манера у него такая — делать микс из всего. К примеру, за одну только пьесу джазмены могут сменить четыре стиля. Я уж не говорю о неожиданных, хотя гармонично вплетенных в основную мелодию кусочков из легендарного “Саммер тайм”, “Дип Перпл”. Была у ребят и битловская тема, однако они ее так витиевато спрятали, что обнаружить ее можно было разве что в последних аккордах, да и то — едва уловимую. Впрочем, трио говорит, что их музыка — “вдохновенная”, навеянная прослушанным и познанным.
Вдохновил их и кыргызский фольклор. В прошлый приезд они услышали игру на наших национальных инструментах. И загорелись: захотелось включить в свое выступление экзотические элементы. Получилось не только оригинально, но и довольно органично, хотя сочетание клавишей, бас–гитары, барабана с комузом, кыяком, темир–комузом — весьма своеобразное. Вкраплением мелодий не ограничились — добавили и пение акынов. Про Америку, музыку и что там еще? — в духе: что вижу, то пою. Собственно, в этом заокеанские музыканты видят созвучие собственному искусству.
— В “Манасе” все основано на импровизации, и это очень похоже на джаз, — считает Адам. — Особенно 60–х годов.
И “по секрету всему свету” поведал, что ждет “контакта с Манасом где угодно, и даже в Нью–Йорке” (хотя где–нибудь в ущелье или под шум реки было бы все же лучше). А пока американские парни приходили в экстаз от сотрудничества с трио Жусупа Айсаева (он сам, между прочим, художественный руководитель известной фольклорной группы “Саамал” и сочиняет музыку к спектаклям театра Арсена Умуралиева — а это в представлении не нуждается).
...Бишкекчане расходились с единым мнением: почаще бы слышать таких виртуозов.
Татьяна Орлова.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/8235/