Как нам обустроить Бишкек
После ряда публикаций в нашей газете о незаконных стройках в городе к нам в редакцию стали поступать письма, в которых возмущенные горожане жалуются на подобные «самострои». За последние годы город оказался в кольце новостроек, в которых более 50 процентов застройки не соответствует строительным, архитектурным и сейсмическим нормам. И несмотря на запреты, строительство продолжается. Недостаточное финансирование капитального строительства еще более ухудшает инфраструктуру города. До настоящего времени точно не определены границы города и не осуществлена процедура их утверждения. Более пяти лет продолжается работа по разработке генерального плана, а результатов пока никаких.
Здесь хотелось бы отметить, что генеральный план строительства города является внутренним регулятором землеустройства в населенных пунктах, градостроительным и землеустроительным “законом” населенного пункта. Установление границ пригородных зон города Бишкек входит в компетенцию правительства КР (в соответствии с п.14 ст.20 ЗК КР), которое и утверждает генеральный план города Бишкек. Основное целевое назначение земель населенных пунктов состоит в том, что они служат территориальным базисом для размещения жилых, производственных, социально–культурных зданий, сооружений и объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей населения. Пока разработан строительно-климатический паспорт города, где определено состояние экологии территории городской застройки. На сегодня уровень загрязнения центральной части города по всем ингредиентам превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК) в несколько раз. Территория города за последние 10 лет увеличилась на 2500 га. По данным последней переписи, население города составляет 768,0 тыс. человек. Это только по официальным данным, а не по официальным, наверное, более миллиона.
Так что проблема существует и ее надо решать. И это дело уже не только столичных властей, но и всех граждан нашей республики, которым небезразлично будущее нашей столицы. Поэтому открываем на страницах нашей газеты новую рубрику “Как нам обустроить Бишкек?”, в которой горожане могут высказать свои предложения и задать вопросы по улучшению облика столицы. В этом нам поможет адвокатское бюро “Н. Б. САДЫКОВ и партнеры”. Вот некоторые вопросы, составленные по письмам наших читателей, проживающих в 9 микрорайоне, по проспекту Манаса, 57 и ул. Киевской, 154, по ул. Шопокова, 34, в 7 микрорайоне, дом N 37.
— Можно ли без согласия жителей микрорайонов начинать строительство?
— Прежде чем такая мысль придет заказчику стройки, он идет к архитектору и городским властям спрашивать у них разрешения. Но никто не думает согласовывать свои проекты и идеи по строительству с самими жителями.
Согласно Закону о градостроительстве и архитектуре, о начале любой градостроительной акции по строительству, сносу строений, объектов благоустройства, срубу деревьев и занятию зеленых массивов необходимо известить население не позднее 2–х месяцев.
— Можно ли вырубать деревья в микрорайонах? Кто хозяин этих деревьев?
— В соответствии с действующим законодательством хозяином деревьев может быть только тот, кто их сажал. Обычно посадкой деревьев занимаются жители близлежащих домов, значит, только они могут давать разрешение на вырубку этих деревьев. На практике разрешение на снос деревьев дает комбинат благоустройства, при этом получая доходы. Такой порядок нарушает право граждан на собственность и экономическую независимость, поэтому необходимо установить порядок согласования вырубки зеленых насаждений с территориальными общественными советами.
— Можно ли зеленые массивы отдавать под строительство кафе и ресторанов?
— В соответствии с законодательством о местном самоуправлении всеми вопросами местного значения должны ведать территориальные общественные советы, избираемые жителями микрорайонов. Кроме того, известны положения Конституции КР о том, что граждане имеют право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду и на возмещение ущерба, причиненного действиями в области природопользования.
Поэтому архитекторы города, прежде чем рисовать проекты в зеленых массивах, должны думать не только о деньгах, но и учитывать конституционные права граждан на благоприятную среду, к которой и относятся зеленые массивы.
— Как рационально использовать земли?
— Рациональное использование земли — это один из главных принципов земельной политики государства. Когда архитектор дает добро на размещение больших автостоянок, многочисленных увеселительных одноэтажных заведений, занимающих большие площади, то такой подход можно назвать нерациональным использованием земли. Где выход? Надо стимулировать строительство многоярусных стоянок, высотных домов, где могли бы компактно разместиться все желающие. А высвободившиеся участки передать под зоны отдыха и объекты культурного назначения для общего пользования горожан. Места общего пользования горожан не должны превращаться в место одного землепользователя, не имеющего возможности передать часть своих помещений (площадей) для общих нужд жителей территории.
— Кто должен решать проблему мусора в микрорайонах?
— Вывозом мусора на территории города Бишкек занимаются комбинаты благоустройства. Вопросы уборки территории в микрорайонах возложены на домоуправления, которые заключают соответствующие договоры с жителями.
Если договор не будет заключен, то территория микрорайона будет оставаться замусоренной, что сейчас и происходит. Что делать? Нельзя важные общественные вопросы решать только по договору. Договор — это не панацея. Уборка мусора — это общественная функция, которая должна быть возложена на местную власть. Если власть не может и не хочет выполнять такую функцию, то она может делегировать ее иным органам, в том числе домоуправлениям. При этом необходимо финансировать такие функции. В этом случае домоуправления будут обязаны своевременно убирать территорию и отчитываться за уборку перед горожанами.
— Можно ли ограничить шумную музыку в кафе и ресторанах, которая мешает отдыхать горожанам?
— Все можно, если вдумчиво подойти к проблеме. Постановлением городского кенеша ограничено время для громкой музыки — до 23 ч. 00 мин. Но можно пойти дальше и ограничить уровень звучания музыки, если принять во внимание требования санитарных норм о допустимых нормах шума и требованиях Конституции о праве граждан на благоприятную среду. Если соответствующие нормы отсутствуют в нормативной базе городского кенеша, то их надо принять. Контроль в этой сфере можно возложить на домовые и квартальные комитеты.
Токторбек Джаналиев.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/8128/