Уживутся ли два профсоюза под крышей УКЖД?
В минувшее воскресенье коллектив Управления Кыргызской железной дороги отмечал профессиональный праздник. На сей раз дата была более чем солидная — КЖД исполнилось 80 лет. По такому случаю в Большом зале филармонии состоялись традиционное торжественное собрание, чествование ветеранов, награждение лучших из лучших Почетными грамотами Министерства транспорта и коммуникаций.
Но кульминацией таких праздничных вечеров, как правило, является объявление обладателей звания “Почетный железнодорожник”. Решение, кому дать красивую красную грамоту и полагающиеся к ней льготы на всю оставшуюся жизнь, по–прежнему принимает Москва. Для рабочих, проработавших на магистрали несколько десятилетий, столь высокая награда ассоциировалась с присвоением звания Героя Социалистического Труда. Но в последние несколько лет единицы рабочих из пятитысячной армии железнодорожников удостаивались ее. Хотя, если раньше центр давал квоту на одного–два человека, то сейчас начальник Управления КЖД умудряется “выбить” право называться “Почетным железнодорожником” в несколько раз больше.
В 2003 году из 12 лауреатов в списке не было ни одного рабочего. Все сплошь управленцы — начальники станций, главные инженеры подразделений, ревизоры. Нынче — та же картина: из семи героев ни одного рядового. Аналогично выглядят и списки награжденных Почетной грамотой родного министерства. На 15–20 начальников всех уровней только две–три фамилии простых работяг — билетного кассира, машиниста крана, электромеханика. Из чего можно сделать вывод, что всю погоду на железной дороге делают “белые воротнички”. Они перевозят грузы и пассажиров, ремонтируют локомотивы и вагоны. Это они прокладывают рельсы и меняют шпалы, в холод и зной дежурят на станциях, сопровождают поезда.
Такого социального неравенства Кыргызская железная дорога раньше не знала. Это стало проявляться с назначением сюда начальником Управления депутата СНП Исы Омуркулова. Он встал у руля в 1998 году, а уже на следующий год стал Почетным железнодорожником и теперь может путешествовать бесплатно на поездах по всем магистралям СНГ.
Демонстративное противопоставление рабочего класса и “прослойки” в лице управленцев вызывает справедливое недовольство первых. На железной дороге, как в большой деревне, никуда от людских глаз не спрятаться, тем более что руководство УКЖД и не скрывает того, кому отдает предпочтение. Стало известно рабочим не только то, что и в этот раз их обделили наградами, но и, не скрывая горечи и обиды, рассказали они о том, как облагодетельствовало начальство пролетариат по случаю юбилея.
В зале филармонии все места заняли менеджеры, служащие администрации. В их адрес звучали здравицы и поздравления, они получали цветы и премии, для них пели и танцевали артисты. Это они после концерта, разбившись на группы, догуливали праздник тесной компанией в кафе и ресторанах столицы. Каждый своим цехом. Для этого и денег начальство не пожалело. Для себя ведь старалось. Впрочем, и своих карманных бы хватило. Как правило, по случаю праздников руководители подразделений получают премии в размере оклада.
Рабочих тоже не забыли — все же 80–летие железной дороги! Кузнецы, слесари, столяры, машинисты получили премии от ста до трехсот сомов на человека, и каждому цеху бухгалтерия выдала по две тысячи сомов на чаепитие. Гуляй, рабочий класс!
Вот это явное пренебрежение тех, кто с ложкой, к тем, кто с сохой, равнодушие и полная подчиненность воле начальника Управления отраслевого профсоюза заставили рабочих вагонно–сборочного цеха создать и зарегистрировать в Минюсте свой профсоюз. Профсоюз рабочих, как они себя называют. Незадолго до праздника, 21 июля, в вагонно–сборочном цехе в обеденный перерыв состоялось первое собрание новой общественной организации — Рабпрофсож, что означает “Рабочий профессиональный союз железнодорожников”.
— Профсоюз во главе с председателем Робертом Мазитовым дискредитировал себя в глазах железнодорожников. Это организация, защищающая работодателей и представляющая интересы начальника дороги, а не простых тружеников магистрали, — объяснял причину появления альтернативного профсоюза его глава Эрнис Докенов, рабочий вагонного депо. — Ни в одном вопросе, который поднимали рабочие, Мазитов нас не поддержал. Касается ли это многомесячных задержек и невыплат зарплат, незаконного увольнения, злоупотреблений и хищений на железной дороге, распродажи имущества. Об этом так много писали и рассказывали СМИ. Но ничего не меняется... Надоело мириться с равнодушием профсоюзных лидеров, заглядывающих в рот администрации.
Железная дорога действительно лучше не стала. Качество обслуживания — притча во языцех. Отвратительное. Материально–техническая база, которая почти не обновлялась со времен независимости Кыргызстана, дышит на ладан. Основная масса рабочих получает зарплату, не соизмеримую с их трудом, еле–еле сводя концы с концами. Людей, отдавших лучшие годы жизни магистрали, не покидает страх потерять работу, а с ней лишиться куска хлеба. Но тем не менее надо отдать должное железнодорожникам, они просто так не сдаются. Голодовки, пикеты, собрания, на которых выдвигались требования рабочих к администрации, не раз будоражили магистраль, не давая спать спокойно руководству Управления. Увы, на них профсоюзных боссов что–то не было видно. Хотя защищать интересы рабочих — это их главное предназначение.
На собрании ни начальник УКЖД И.Омуркулов, ни главный инженер И.Захаров не признали права нового профсоюза и пригрозили рабочим, что те, кто в него вступит, а таковых на сегодня уже 90 человек, могут распрощаться со спецодеждой, молоком, не получат больше путевок, а их ребятишки лишатся новогодних подарков. Члены нового профсоюза потеряют возможность раз в году бесплатно прокатиться по железной дороге в любой конец бывшего Союза.
Эрнис Докенов всячески пытается убедить рабочих не поддаваться шантажу и угрозам. Ведь в Законе “О профессиональных союзах Кыргызстана” говорится, что профсоюзы независимы и в своей деятельности подчиняются только законодательству КР. “Они не подотчетны и не подконтрольны органам государственной власти, нанимателям, политическим партиям и другим общественным объединениям. Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить права профсоюзов или воспрепятствовать осуществлению их уставной деятельности, если иное не предусмотрено законом”. Закон запрещает дискриминацию граждан по признаку принадлежности к профсоюзам.
Эрнис не скрывает, что с самого начала был готов к сотрудничеству и с Федерацией профсоюзов, и с администрацией. Однако начальник железной дороги Иса Омуркулов дал понять, что он не признает новую организацию, а будет работать только с той, что есть. Можно понять его запальчивость как начальника, не желающего себе головной боли, а вот для депутата такое заявление непростительно. Ибо если Рабпрофсож на законных основаниях признал Минюст, то и все органы должны с ним считаться и сотрудничать. Таково требование законодательства.
Однако на железной дороге администрация предпочла мирному сосуществованию конфронтацию. Желающих стать членами альтернативного профсоюза предупредили, что они в обязательном порядке должны сначала выйти из того, где состояли ранее. Для этого написать заявление, дождаться решения комитета и лишь потом вступать в новую организацию. Но, поставив так вопрос, профсоюзные лидеры сами оказались в интересном положении. Дело в том, что никто из работающих в УКЖД отродясь не писал никакого заявления о приеме в профсоюз. Их зачисляли туда автоматически, не спрашивая согласия, когда принимали на работу. И также автоматически бухгалтерия аккуратно высчитывала с их зарплаты один процент как профсоюзный членский взнос. Поэтому железнодорожники справедливо задают вопрос: если мы не писали заявления о приеме в профсоюз Мазитова, то почему должны писать заявление о выходе из него?
И второй момент. Сведения, полученные в Минюсте, свидетельствуют о том, что это еще вопрос, какой из профсоюзов является законным — новый или старый. Если Э.Докенов оформил свою организацию, строго следуя требованиям регистрации, то непростительную промашку сделали юристы Управления. Они не удосужились перерегистрировать профсоюзную организацию по всем правилам. Судя по ответу заместителя министра юстиции Э.Орозбаева, в едином государственном реестре юридических лиц возглавляемая Р.Мазитовым организация значится как общественное объединение “Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей КР”. А как понятно многим, у профсоюза и ОО функции и полномочия разные. Общественные организации подпадают под Закон “О некоммерческих организациях”. Сие означает, что ОО “Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей”, признаваемый начальником УКЖД, с юридической точки до сего дня превышал свои полномочия, заключая коллективные договоры, давая согласие на увольнение рабочих и т.д.
Новоявленный защитник прав трудящихся рабочий вагонного депо Э. Докенов понимает, что впереди его ждет нелегкая судьба, но отступать не намерен, несмотря на угрозы, которые уже посыпались на его голову. Эрнис — человек неудобный для власти. Он по натуре борец за справедливость, прошедший закалку в пикетах у “Белого дома”, голодовку, увольнение. Ему не раз приходилось защищать в судах железнодорожников, потерявших работу. Наверное, именно такой человек, знающий проблемы рабочих изнутри, и должен быть профсоюзным лидером. Об одном Эрнис жалеет, что его друг и соратник по борьбе Виктор Коловоротный не дожил до сегодняшнего дня. В прошлом году в сорок шесть лет от роду тот умер от инфаркта.
Новая общественная организация выступила уже с рядом требований к руководству УКЖД: в первую очередь погасить задолженность по заработной плате, выплатить зарплату за май и июнь с учетом пени и официального уровня инфляции, приступить к переговорам по заключению коллективного договора и повысить заработную плату.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/7582/