«Моторчик в…» — лечить надо
Ох уж эти дети… Не вообще, а те, у которых моторчик во всех известных местах: гроза учителей, непрерывный стресс родителям и плохой пример для сверстников.
Все эти эпитеты — детям с синдромом гиперактивности. Да–да, есть и такое, только до недавнего времени врачи даже не ставили такого диагноза. Между тем специалисты во всем мире уже бьют тревогу по поводу того, что люди отмахиваются от проблем таких ребят. А ведь гиперактивных — немало. По самым низким оценкам они составляют до 5 процентов всего населения, по более высоким — все десять. Скажем, в Америке их насчитывается около двух миллионов! У нас тоже не единицы.
— В каждом классе один, а то и трое таких гиперактивных детей, — утверждает Людмила Севастьянова, тренер детского центра “Молтур Коз”. — А в детских приютах и вовсе до пятидесяти процентов воспитанников. Если вовремя не обратить на них внимания, не сделать диагностику и не начать лечить (а бывает, что приходится применять и медикаментозное лечение), то из таких детей могут вырасти серийные убийцы. Но это крайность. А обычно они становятся наркоманами, алкоголиками, бродягами.
Словом, проблема явно не из пальца высосана. А учитывая то, что в нашей стране соответствующих специалистов нет (хотя в детских центрах уже пытаются собственными силами справиться), то приезд чешских Радека Птацека и Терези Пемовы по приглашению директора “Молтур Коз” Лолы Асаналиевой как нельзя кстати. Оба профессионала — из центра “Гиперактивита”, занимающегося комплексными программами для психологов, педагогов и соцработников, работающих с детьми c гиперактивным синдромом и из группы риска. Впрочем, в этом центре разрабатывают и программы для детей — обучающие и проч. В практике “Гиперактивиты” было даже такое, что подобный ребенок стал профессором.
Если в магазине ваше чадо громко плачет: “Купите мне эту игрушку!” и ни на что не переключается — стоит внимательнее последить за его поведением. Особенно если заметите неспособность думать, принимать решение, ориентироваться в обстановке — если не спохватиться, то даже при сохранном интеллекте ребенок может превратиться в отсталого. Гиперактивные дети требуют к себе внимания — отсюда и то, что они постоянно мешают на уроках, недисциплинированны, никогда не станут делать то, что им не нравится. Поэтому существуют определенные правила, как вести себя с ними.
В Чехии к таким детям особое внимание, — рассказывает Птацек. — Их помещают в другую обстановку, разделяют по классам. Создаются специальные группы поддержки, в которых не специалисты, а сами родители или учителя делятся опытом. Каждое лето проводим реабилитационные лагеря: пятьдесят ребят собираются на две недели. С ними проводят драмотерапию (когда разыгрываются различные спектакли — гиперактивные дети в большинстве своем внутри актеры), арт–терапию.
— Родителям необходимо быть очень терпеливыми и любить ребенка, быть партнером ему, — продолжает Людмила. — Не запускать, идти к специалистам: в психологические, психиатрические службы, к невропатологам. Учителя должны дифференцированно подходить к ним, консультироваться с психологами — в каждой школе они сейчас есть. Если такой ребенок не хочет учить сейчас букву “а” — начните с другого. Необходимо многократное напоминание, установить правила, что он должен и что нет, и постоянно напоминать об этом!
Между прочим, чехи приехали как раз затем, чтобы научить наших соотечественников (а на семинар, проводящийся в рамках программы Фонда “Сорос — Кыргызстан”, приглашены были сотрудники различных организаций, работающих с детьми в Кыргызстане). Это и проведение правильного тестирования на определение той сферы, в которой ребенку наиболее интересно, и на что можно переключить его активность и диагностика с последующей коррекцией.
Для справки: гиперактивность впервые была описана еще в 1845 году доктором Генрихом Хофманом. Он не мог найти книжек для своего сынишки и взялся писать сам (он был еще и поэтом). Вышел “Неугомонный Филип”.
Татьяна Орлова.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/7448/