Цементно–шиферная травма
Адиль Тойгонбаев, кажется, сломал зуб, а Амангельды Муралиеву еще долго ходить в и.о.
Что–то в них еще осталось человеческое, у этих правителей. Нет–нет да и сподобятся на важное для всех нас решение.
Напомним: в апреле в два раза подорожал такой стратегически важный стройматериал, как цемент. А в это время — стихийные бедствия на юге, переселение пострадавших, правительственные субсидии на строительство для них нового жилья. А цены на стройматериалы так лупанули, что пришлось увеличивать субсидии. Цены так подскочили, что обычным гражданам не по средствам стало производить ремонт своих домов.
Оставим в стороне проблемы самого Кантского цементно–шиферного комбината (вздорожало сырье), об этом мы писали в номере за 8 июня. Обратим внимание на реакцию властей и хозяев предприятия.
8 апреля выходит постановление Собрания народных представителей: “Отметить неудовлетворительное исполнение центральными органами управления постановления правительства “О поставках цемента и шифера в 2004 году для нужд бюджетных организаций… усилить контроль… обязать в срок до 1 мая министерства, ведомства и исполнительные органы местного самоуправления сформировать заявки о потребностях бюджетных организаций в цементе и шифере на 2004 год и предоставить их в централизованную тендерную комиссию…”.
И самое, пожалуй, примечательное: “Правительству рассмотреть вопрос соблюдения компанией Cimets de lux S.A. договорных инвестиционных обязательств согласно контракту об инвестициях и покупке госпакета акций ОАО “Кантский цементно–шиферный комбинат” от 23 июля 1999 года, и в случае их несоблюдения расторгнуть с компанией контракт”.
Это был первый удар по зятевой кыргызско–казахской частной фирме. Но не шибко ощутимый. Мало ли что депутаты постановляют. Кто их слушает? Примеры? Завис вопрос о законности возведения Республиканского административно–культурно–делового центра. Не выполнено постановление СНП по АО “Кыргызгаз”...
А тут, надо же: Николай Танаев подписал постановление “О мерах по обеспечению населения республики цементом и шифером”. Во исполнение постановления СНП. Скажем больше: правительство даже конкретизировало наставления парламентариев, отныне создавая муниципальные торговые организации по прямым закупкам продукции КЦШК и реализации ее непосредственно потребителям. А ведь до этого постановления тридцатью процентами (это лишь официально) объема реализации владел Торговый дом, на треть накручивая цены. То есть вольно или невольно (за правительством все–таки население, а вдруг грянет социальный взрыв). Танаев нанес по зятеву карману ощутимый удар. Кто же теперь будет сквозь пальцы смотреть на проделки Торгового дома?
А тут еще, цитирую: “Минфину внести предложение по исключению из перечня видов предпринимательской деятельности, осуществляемой физическими лицами на патентной основе, оптовую реализацию цемента и шифера”. Иными словами, как я понимаю, прерывается связь ТД с “жучками”–посредниками. Да и вообще берется под сомнение деятельность этого Торгового дома. Из воздуха, на ценовой разнице делающего деньги.
А Госдепартаменту по антимонопольной политике вменяется “утвердить предельный уровень торговой наценки на продукцию комбината, реализуемую областными муниципальными торговыми организациями, и в месячный срок совместно с КЦШК проанализировать и пересмотреть предельный уровень рентабельности предприятия”.
Такого зять уже потерпеть не мог. И через свою газету “Вечерний Бишкек” обрушился на депутатов вкупе с правительством. Мол, как они посмели посягнуть на интересы частного предприятия, которое должно работать только с такими заказчиками, коих укажет СНП? А вот и вовсе уши торчат: “Можно приказывать, можно заставить правительство — и предприятие будет работать с такими фирмами, на которые укажут господа и К0. И что самое печальное, это со страшной силой отпугивает инвесторов!”.
Не договаривает зять устами корреспондента, ох не договаривает. Когда–нибудь всплывет во всей своей красе эта темная история с приватизацией КЦШК, “ставшего флагманом нашей стройиндустрии”. Не случайно же парламентарии коснулись вопроса инвестиционных обязательств фирмы Cimets de lux S.A. А как вообще стал возможным полный переход в частные руки такого важнейшего для страны предприятия, не уступающего по значимости какому–нибудь “Кыргызтелекому”? Кто водил пером руководителей Фонда госимущества, когда те подписывали договор купли–продажи с сомнительной фирмой? А сейчас хозяин КЦШК требует справедливости: “Нарушены законы, сама Конституция”. Ну да, когда не он, а ему наступили на хвост, так сразу уповает на Конституцию, почему бы еще не воззвать к тестю — гаранту Конституции?
И еще пассаж из “ВБ”: “Видимо, резонно многие специалисты считают работу Кантского цемкомбината образцом эффективной приватизации, когда смена собственника (государства — на частных акционеров) привела к новым инвестициям, открыла для отечественных производителей ранее закрытые рынки в России, Казахстане и дальнем зарубежье”.
Вот она — ложь, за которой скрывается правда. Многие годы, еще до зятя, продукция КЦШК была самой качественной и доступной во всем Центральноазиатском регионе. И всегда находила сбыт. И скорее вопреки, а не благодаря новому хозяину комбинат продолжает держать марку. И только сейчас, похоже, власти пытаются исправить допущенную ошибку с приватизацией комбината, направив его продукцию на нужды прежде всего самого Кыргызстана. И если через какое–то время цемент на рынке раза в два подешевеет, то задачу можно посчитать выполненной.
Хотя есть и сомнения. Контроль за выполнением правительственного постановления возложен на Министерство экономического развития, промышленности и торговли, возглавляемого и.о.министра А.Муралиевым. Вполне допускаю, что зять ему скажет: был ты и.о., и.о. и останешься. Если что. И не видать нам недорого цемента…
Геннадий Кузьмин.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/7346/