Маркс, паутина и восстание машин
Отечественный Интернет начался с того, что пара–тройка чудаков году этак в 91–м погрузилась в самолет. И вот так, стоя (откидушки у таулета — не в счет), прибыла в Первопрестольную — отовариться «железом» и набираться ума–разума. (То есть опыта).
Да, нынче уже никого не удивишь таким благом цивилизации, как Интернет. Теперь мы и днюем, и ночуем в нем (ну, хотя бы единицы из нас). Выбираем, где бы отдохнуть, чего бы прикупить. Виртуально путешествуем и “мочим” конкурентов, разворачивая натуральные информационные войны, сливая компромат и пиаря себя любимого. Раскапываем себе чуть ли не докторскую в готовом виде. И даже спортом уже занимаемся, не отлипая от мониторов. А ведь когда–то всего этого не было. Причем это “когда–то” — вот оно, рядышком. Десять лет только, как прошло. Первый юбилей — значит, время вспомнить, как все становилось.
— Все началось с того, что UUCP–почта перестала нас устраивать, — рассказывает Сергей Пирязев, технический директор “АзииИнфо” (именно эта компания подсадила страну на Интернет).
“Расшифровывается” упомянутая аббревиатура просто: что–то вроде электронной почты в офф–лайне, с отложенным сеансом.
— Ну это, когда пишешь–пишешь–пишешь–устанавливаешь сеанс — отправляешь — и снова пишешь–пишешь–пишешь, — объясняет Сергей. — В то время были и грустности. Приходили к нам и спрашивали: “Что вы можете?!” — “А что вы хотите?” Первые клиенты — это вообще герои нашего времени. Частников тогда не было вообще, только фирмы. На первом этапе приходил клиент, приходили мы с конкурентом. Показывали, кто чего может, — и клиент выбирал “по вкусу”. Так что “облизывали” буквально каждого клиента. Компьютеров тогда было мало, а если и был у кого, то использовался как печатная машинка. Максимум — в шарики поиграть. Не все конторы позволяли себе модем. Я, когда ушел с завода ЭВМ, устроился в фирму, там был один комп, на котором секретарша печатала бумажки. А я за этим компом “следил”. Ну еще электронную почту принимал. Тогда был бум продажи металла и всякого такого. Мы ходили к клиентам — ножками — и вперед: “Какая бы вас интересовала информация?”. Всех интересовали цены — где бы и почем продать–купить? Имеешь свой — е–мэйл? Это было круто! Хотя никто не понимал, что это такое. Тогда и Интернета не было, только почта.
Были дискеты, на которых записывали письма и разносили абонентам. Канал наружу измерялся какими–то 32 кБитами в секунду (на всех пользователей! А теперь даже самый рядовой юзер от такого поморщится — ведь нынче у той же “АзииИнфо” внешний трафик исчисляется 4,5–4,6 мБитами в секунду). В общем, нашлись люди, возжелавшие прогресса. И в результате…
— Зима, холодно — а мы в Москву за компьютерами, — вспоминает Пирязев. — Там нас встретил импозантный человек — небритость пятой степени, потертые джинсы с заплатками. В общем, как полагается самому настоящему сисадмину. И разговаривать начал очень интересно, “бросался” какими–то страшными словами “х–25”, “красная и черная книга”…
На вопрос: “А чего это такое?” — небритый отсылал к… Марксу. Мол, читайте его, и будет вам счастье. Для сведения: не путать с “Капиталом”! Хотя для веб–сетевика этот свод стандартов и протоколов (не пугайтесь) — такая же настольная книга, как и постулаты “товар — деньги — товар” для последователей Карла.
— Так началась компания “АзияИнфо”, так начался Интернет в этой стране, — продолжает Пирязев. — Сразу от эры телеграфа с его 300 Б/сек перескочили к 2400. Высший пилотаж! Модем тогда стоил 99 долларов, представь.
Маленькая экскурсия. Вообще–то еще в далеком 71–м американский инженер с одного компьютера на другой отправил неудобоваримую абракадабру — так появилась первая электронная почта (вместе с любимой “собачкой” — @). Через три года создали первую коммерческую сеть, а 82–й, по сути, является годом рождения современного Интернета. В 91–м (вообще–то для физиков) сотворили те самые три буквы — www. И тогда же зашевелились первые вирусы.
— Эта www–технология споровоцировала просто взрыв, — говорит гендиректор “АзииИнфо” Александр Самойленко. — Интернет стал массовым. Сейчас он воспринимается как громадная библиотека, кладезь всевозможных данных, которым пользуются миллионы. А тогда счет шел на десятки: клиентов, сайтов...
А до Интернета как такового здесь эти же люди строили сеть передачи данных x–25 (под другой торговой маркой — “Инфотел”). Уже по всем областям были узлы, в Алматы, в Ташкенте.
— Но она умерла — проиграла по сервису Интернету, — поясняет Пирязев. — Но вот банки до сих пор ее используют для межбанковских платежей — “Свифт”. Ее американское правительство разрабатывало для армии, надежная…
Ну а наши “пионеры” уже привезли промышленное “железо” (маршрутизаторы для приема–передачи данных, до них пытались создать сеть на основе обычных компьютеров).
— Это все равно, что надо перевезти груз, вы прикручиваете кузов к “Запорожцу” и везете. “Запорожец” ломается, не тянет. А можно и на КАМАЗе, — сравнивает результаты Олег Жеребко, возглавляющий Ассоциацию операторов связи.
— Тогда в первую очередь была романтика: а давайте вот это попробуем, а вот это, — продолжает Самойленко. — Стали делать сайты. Пусть вялые в информационном контексте, но друг другу посылали ссылки: пойди посмотри, что у меня. Неописуемый восторг!
— В принципе, так и учились: у кого–то в сети спрашиваешь, как это сделать, тебе отвечают: загляни сюда, — подхватывает Пирязев. — Это сейчас Яндекс знает все, а тогда–то его не было. Высший пилотаж был — прийти к клиенту и сказать: а вот в Америке даже у закусочных есть свой веб–сайт. Хотите меню посмотреть? Ой, сделать свой сайт, своими ручками — вот это было да! Почему за бугром есть, а у нас нет? Сделали. Для себя — с большим–большим логотипом и кучей наших фоток. И все.
— Были некие странички текста с маленькими картинками, — рисует картину тогдашних веб–ресурсов Самойленко. — Потом картинок стало больше, они стали содержательнее, скорость стала выше… (к слову: в Кыргызстане сейчас зарегистрировано около 2300 веб–сайтов! — Т.О.). И теперь мы если и отстаем в чем–то, то очень незначительно — явление глобализации сделало свое дело.
Именно поэтому мы имеем и ip–телефонию (позволяющую с легкостью дозваниваться хоть на край земли, не тратя лишних денег), и интернет–карты (по которым умные люди умудряются сидеть в паутине сотни часов буквально за копейки), и домашние интернет–сети (причем многие новшества первыми внедрялись в “АзииИнфо” — тут привыкли быть локомотивом инноваций).
— Домашние сети — некая ретроспектива кабельных сетей, — рассказывает Самойленко. — Помните, как появлялось кабельное телевидение? Группа энтузиастов покупала видеомагнитофон, а потом растягивала провода по близлежащим домам: мы вам будем гнать фильмы, вы нам за это даете деньги. С домашними сетями сценарий развития такой же: в итоге все придет на оптоволоконные или радиоканалы, станет дешево и профессионально. Совершенно точно!
Казалось бы, чего уже только в этом Интернете нет! Добавить что–либо еще просто невозможно. Ан нет. Александр Самойленко добавляет:
— Помните, какими были первые персональные компьютеры? На несколько квадратных метров. А теперь на ладони умещается. И скорости стали высокими, и объем производимых операций. Да и услуг все больше и больше.
Паутина все ширится, заполняясь все большим содержанием, а заодно сподвигая человечество на новые выдумки. Ну и попутно сама обрастает легендами и мифами. Например, о восстании машин — ведь фактически все процессы происходят без влияния человека. Маршрутизаторы сами по себе куда–то отправляют информацию, где–то прописывают сайты и всякое такое. Неужели и впрямь не за горами пресловутое восстание?
— Пока не стоит его бояться, но в будущем такая возможность есть, — отвечает Самойленко. — Не против человека, но все же... Хотим мы того или нет, те же сети строятся по подобию человеческого мозга. Давно, еще на заре становления электроники, были созданы программы, которые способны создавать сами себя. И выход вычислительных систем из–под контроля человека вполне возможен. Фантастического в этом ничего нет. И сейчас — те же автоматизированные линии, которые сами по себе клепают, варят какие–то детальки — сходят с ума. Это сбой программы. Просто так нажать на кнопочку и тем самым остановить программу (особенно стратегическую) невозможно. Хотя бы потому, что этих кнопочек, скажем, три и находятся они в разных местах. Но что это мы о мрачном?
Еще одна мысль не дает покоя рядовым обывателям — проверяется ли Интернет спецслужбами?
— Сама технология Интернета построена на принципе децентрализации управления сетью. Поэтому контроль или цензура неосуществима. Закроют сайт — он появится в любом другом месте. Вне вашего желания. И если и есть попытка контроля теми же США, например, то это связано с детской порнографией или экстремизмом.
Вообще–то рассказывать о виртуальном мире (и всем, что с ним связано) можно бесконечно, так же, как и путешествовать в нем. Поэтому — сделаем остановку.
Татьяна Орлова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/7031/