Торговый дом с вытекающими последствиями
«Прошу объяснить мне, пенсионеру, получающему нищенскую пенсию в 900 сомов, которой не хватает на питание, лекарства, коммунальные услуги, почему так резко подскочили цены на цемент и другие строительные материалы? Мой старый частный дом требует капитального ремонта, но я не в состоянии его произвести из–за дороговизны того же цемента. Думаю, нас, пенсионеров, быстрее хотят загнать в гроб... М. Дмитрюй».
“Убедительно прошу вмешаться в антинародную политику, проводимую хозяевами Кантского цементно–шиферного комбината, чьей продукцией пользуется весь Кыргызстан, так как другого подобного предприятия у нас просто нет.
В 2002 году за 50 кг цемента я платила где–то 80 сомов. Весной этого года зашла на базар, а продавцы говорят, что цемент стал дороже почти в два раза. Если это так, то вывод напрашивается один: чем выше цена на стройматериалы, тем беднее становится простой народ и тем сильнее разрушается наше жилье. Считаю, что любой бизнес должен иметь человеческое лицо, а не физиономию алчущего нувориша, который любой ценой старается набить свой карман... Р. Белимова”.
Такого рода отчаянные письма приходят пачками в контролирующие организации, в том числе в Общество по защите прав потребителей “Юстин”. Действительно, такого еще не было, чтобы самый ходовой стройматериал в одночасье оказался недоступным. Помнится, в июне прошлого года тоже было повышение до 110 сомов за пятидесятикилограммовый мешок, но потом цена стабилизировалась. Нынешнее повышение держится уже полтора месяца, а ремонтно–строительный сезон еще только начался.
Что удалось выяснить? Теперешние хозяева известнякового карьера, что в Казахстане (в 16 километрах от Кантского цементно–шиферного комбината), резко повысили цены на сырье. И хозяева КЦШК (Семья) от сырья отказались, предпочтя карьер близ Орловки. Но на его разработку требуется 5 миллионов долларов. И еще неизвестно, как эти затраты скажутся на себестоимости продукции. Вздорожали и шлак, и огарки, поставляемые из Джамбыла. Все это, конечно, сложные производственные проблемы. Но что интересно. Даже не они так сильно повлияли на цену. Соблюдая антимонопольное законодательство, придерживаясь утвержденного уровня рентабельности (19 процентов), комбинат отпускает цемент
М 400 по 1350 сомов за тонну с учетом НДС или, получается, менее 70 сомов за мешок. А вот Торговый дом продает уже по 1770 сомов за тонну. А если учесть, что этот ТД забирает 30 процентов продукции комбината (по документам, а что на самом деле — никто не знает), можно себе представить, как “навариваются” хозяева предприятия. На воздухе — ценовой разнице.
А дальше — по возрастающей. Сперва “жучки”–посредники накручивают, затем — мелкие реализаторы. Причем первые завышают аж до 2350 сомов за тонну, а вторым, реализующим населению цемент уже в мешках, тоже приходится свои сомы выгадывать.
Поражает диапазон цен на цемент, предлагаемый по объявлению: от 140 до 180 сомов за мешок. Это, безусловно, ненормальное явление. Хотя бы потому, что цемент один и тот же, с кантского комбината. И реализаторы годами одни и те же, которым свои 5–6 сомов с мешка можно иметь, когда цемент они берут подешевле. А сейчас им приходится туго, нет спроса. Как призналась руководительница крошечного цементного бизнеса — хоть зубы на полку клади.
Все чаще и в стенах парламента звучат упреки: мол, избиратели, особенно из пострадавших от стихийных бедствий округов, не могут построить новое жилье, не хватает государственных субсидий. И государство вынуждено будет раскошелиться, потому что без цемента, шифера дома не построишь.
Таким образом, на людском горе да просто в силу того, что на то оно и лето, чтобы жилье в порядок привести, хозяева КЦШК резко повышают цены на стройматериалы, а Комитет по стратегическому развитию промышленности и предпринимательства СНП просит и. о. министра экономического развития, промышленности и торговли А. Муралиева “принять конкретные меры... по снижению отпускной цены на продукцию АО “КЦШК”. И самому комбинату тоже надлежит “рассмотреть возможность по снижению оптовой и розничной цены на свою продукцию для потребителей Кыргызстана”.
Представляется, перво–наперво следует ликвидировать этот Торговый дом, который собственно к производству не имеет никакого отношения, но зато определяет “рыночную” ценовую политику. Точь–в–точь как это было с Каиндинским сахзаводом — коллектив выдавал “на–гора” сахар, а посредническая фирма “Шекер–Ордо” им полностью распоряжалась...
Геннадий Кузьмин.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/7011/