Порок бедности
8 апреля с. г. в “Слове Кыргызстана” обнародованы данные Нацстаткомитета о масштабах бедности в Кыргызстане в 2000–2003 гг. Отмечается, что с 2000 года Нацстатком для оценки показателей бедности применяет три критерия ее определения: по расходам, по потреблению и по эквивалентной шкале. Приводятся соответствующий график изменения уровня бедности и таблица уровня бедности и крайней бедности по регионам республики.
После ознакомления с публикацией у меня возникли некоторые вопросы. К примеру, в отчете сказано: “В 2003 г. уровень бедности сократился с 13,2 до 9,0 %. Снижение уровня бедности отмечено как в целом по республике, так и по отдельным ее областям”. Но к чему конкретно относятся данные показатели сокращения бедности, остается загадкой.
Далее. Если верить графику, все три года, с 2000 по 2003, в республике шло последовательное увеличение расходов на душу населения. Но так ли это? Скажем, в 2001 г. номинальные денежные доходы на душу населения составили 63,1 % прожиточного минимума, а в 2002 г. — 62,8 %. Соответственно и расходы снизились с 61,4 до 61,2 %. Крайне незначительное, но ухудшение. График же показывает неуклонное улучшение.
Опять же, если в 1999 г. расходы на потребление среднестатистического кыргызстанца составляли 47,9 % от минимального потребительского бюджета, то в 2003 — 50,1 %. Как видим, за 4 года подвижка в этой сфере не настолько обнадеживающа, как это утверждается в материале Нацстаткома. Кстати, за последние 10 лет номинальные денежные доходы на душу населения в Кыргызстане выросли с 57,7 % от МПБ в 1994 г. до 66,4 % — в 2003. Как видим, рост всего 8,7 %. Причем наибольший подъем наблюдался между 2000 и 2001 г. — с 55,2 % до 63,1 %. Затем едва заметный спад и вновь подъем до 66,4 %. В связи с этим возникает вопрос: за счет чего же к 2010 г. в республике бедность снизится в два раза, как это запланировано в КОР?
Вообще–то при желании масштабы бедности в государстве уменьшить довольно просто. Причем без особых со стороны правительства потуг. Достаточно начать произвольно сокращать величину МПБ или устанавливать ее с некоторым отставанием от роста реальных цен на основные товары, услуги и продукты. А поскольку доходы населения растут, то, естественно, будет расти и число людей, у которых величина доходов будет опережать величину прожиточного минимума. В итоге правительство получит требуемое сокращение бедности. Разумеется, не по жизни, а по статданным, в результате манипулирования цифрами. Вот только станут ли от этого люди жить лучше — большой вопрос.
Однако разговор, по большому счету, не об этом. Цифры Нацстаткомитета — не главное. Куда серьезнее удручает внушительный разрыв в уровнях бедности между Чуйской областью и Бишкеком с одной стороны и остальными шестью областями республики — с другой, где проживает более 60 % населения.
Наверное, излишне напоминать, что в Нарынской, Таласской, Джалал–Абадской, Ошской, Баткенской, Иссык–Кульской областях живут граждане Кыргызской Республики, на которых так же, как на чуйцев и бишкекчан, должны распространяться общегосударственные, пусть пока еще весьма скромные, социальные стандарты. К сожалению, сегодня этого нет. Вот и устремляется молодежь из сельской глубинки в столицу и областные центры, где легче найти хоть какое–то занятие, заработать на жизнь. При этом молодые парни нередко пополняют ряды криминалитета, а девушки становятся дамами полусвета.
Кыргызстан по привычке все еще называют второй Швейцарией. Как–то наш президент, находясь там, даже пошутил: разница лишь в том, что у вас золото в банках, а у нас — в горах.
Если бы разница заключалась только в этом. Общеизвестно, что Швейцария живет по меркам, значительно превосходящим среднеевропейские. По европейским же стандартам для нормальной жизни пенсионера предусматривается ежемесячный доход в полтора прожиточных минимума (в наших условиях это около двух тысяч сомов), работающего человека — два с половиной (у нас более 4500 сомов). И это не говоря уже о том, что МПБ у них и у нас — это две большие разницы.
В нашей КОР, считаемой некоторыми амбициозной, нет и малейшего намека на приближение к подобным стандартам. Впрочем, оно и понятно. Сейчас нам не до европейских мерок. Дай–то Бог хотя бы вывести значительную часть кыргызстанцев из бедности и крайней бедности, проще говоря, из нищеты. Ведь если называть вещи своими именами, то “крайняя бедность” не что иное, как стыдливый синоним “нищеты”.
С некоторых пор мы начали осознавать и признавать, что бедность — это все же порок. Мало того, что она угнетает человека физически, психологически, нравственно. Куда хуже, что бедность, нищета — это в первую очередь полуголодное существование. Человек, живущий в бедности, изо дня в день недополучает положенное для нормального развития количество питательных веществ, микроэлементов, витаминов.
Еще в не столь давние времена Нацстаткомитет в ежегодных статотчетах публиковал данные о среднедушевой суточной калорийности питания. Однако, по всей видимости, в силу того, что реальные данные о калорийности питания кыргызстанцев заметно расходились с утверждениями официальных властей о росте расходов населения на потребление, с некоторых пор эти показатели из статбюллетеней исчезли. Впрочем, данные эти были для нас действительно крайне неутешительны. Например, с 1980 г. в московском “Политиздате” четвертым изданием был выпущен справочник “Мы и планета”. В нем, в частности, отмечалось, что еще в 1970 г., по подсчетам экспертов ООН, потребное количество калорий в расчете на одного человека в день в среднем в мире составляло 2385. В СССР в 1978 г. среднестатистический советский человек потреблял ежедневно продуктов эквивалентно 3280 калориям. По данным Нацстаткомитета Кыргызстана, двадцать лет спустя, в 1998 г., в республике среднедушевая суточная калорийность питания составляла 1881 калорию.
Но ведь не нами установлено, что голод, недоедание, недостаток микроэлементов и витаминов подрывают генофонд не только отдельных народов, но и целых континентов. Из–за систематического недоедания, недостатка в пище йода, железа, кальция и т. д. вырастают неполноценные умственно и физически граждане.
Только в эпоху независимости Кыргызстана врачи, педагоги, работники военкоматов и офицеры национальных вооруженных сил стали отмечать беды, свойственные ранее странам “третьего мира”. Многие женщины детородного возраста страдают от анемии. Дети, особенно в сельской глубинке, рождаются и вырастают хилыми. Они отстают не только в физическом, но и умственном, эмоциональном, психическом развитии. Такие дети не могут концентрировать внимание на уроках в школе, должным образом учиться, обрести специальность. Они не могут достойно нести тяготы армейской службы, защищать Отечество. Нас уже перестали удивлять 18–20–летние призывники в военкоматах, неспособные пробежать полуторакилометровый кросс или подтянуться хотя бы раз на перекладине. Мы уже воспринимаем как должное все большее отставание кыргызского спорта, отмечаем как крупное достижение единичные лицензии на Олимпийские игры. А кто вспомнит, кто назовет, когда и каким атлетом был в последний раз бит спортивный рекорд республики? По заключению Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), при значительной голодной и полуголодной части населения страна просто не в состоянии добиться благополучия и процветания.
На днях глава государства выступил с резкой критикой в адрес правоохранительных органов республики. Ничего не скажешь, критика справедливая и давно назревшая. Но только ли руководство МВД виновато в том, что у него такие плохо подготовленные и недобросовестные кадры? Посмотрите на должностные оклады милиционеров низшего звена. Именно тех, от кого в значительной мере зависит порядок на улицах населенных пунктов, охрана покоя, чести и достоинства граждан, неприкосновенность их жилищ и имущества. Кто из уважающих себя людей пойдет на такую работу за такие деньги? Вот и идут в милицию большей частью малообразованные и плохо воспитанные парни из сельской глубинки, которые рады и такой малости. Главное же для них — хотя бы приодеться за казенный счет и получить какую–нибудь власть над соотечественниками.
И после этого все мы негодуем по поводу того, что самые коррумпированные в стране структуры — правоохранительные, а работники некоторых СМИ не нашли ничего лучшего, чем позубоскалить по поводу неласкового обращения стражей порядка с популярным в регионе кинодеятелем и парламентарием. А ведь это была беда не одного Д. Садырбаева. Это беда всего нашего общества, поскольку никто из граждан республики не защищен от милицейского произвола.
Государство же, как показывает практика, все годы независимости не защищает человека ни от банковских и “пирамидальных” мошенников, ни от беспредела коррумпированных чиновников, ни от некачественных товаров и продуктов, ни от фальсифицированных и просроченных лекарств, ни от криминальных правоохранителей.
Нельзя же, в самом деле, принимать всерьез за заботу государства о рядовом гражданине бесконечные речи президента о борьбе с бедностью, коррупцией, о защите прав и свобод человека, которые совершенно не подкрепляются конкретикой дел и никак не стыкуются с реалиями жизни.
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/6615/