Одномерный мир “Слова Кыргызстана”
Всякий, кто хотя бы стремится мыслить независимо и непредвзято, уже экстремист, выскочка и критикан — так можно обозначить основную мысль “разгромной” статьи Е. Марченко “Не от мира сего” в газете “Слово Кыргызстана” за 26 марта, посвященной моему материалу “Уроки Кербена” (“МСН”, 25 марта). Я уж не говорю о стандартном наборе оскорблений и обвинений, которые обрушивает этот правительственный журналист в адрес автора и газеты “МСН”. Тут и “подлые приемы этой газеты” и “борзописец”, и “провокационный материал, буквально призывающий к противостоянию, к гражданской войне”, “невероятно циничные аналогии, кощунственно–дилетантские рассуждения”, “откровенное использование идеи территориального деления республики” и так далее и тому подобное.
Читатель, хотя бы мало–мальски знакомый с публикацией “Уроки Кербена”, видимо, теперь в буквальном смысле сражен агрессивным и извращенным, почти что маниакально–параноидальным восприятием того, что написано мной. Марченко (а скорее всего, аноним, который взял себе фамилию журналиста “СК”) хорошо знает, что за каждое из подобных обвинений можно и должно ответить перед правосудием. Однако он, набравшись хорошо просчитанной смелости, полагает, что в данном случае дело не дойдет до судебного разбирательства и можно на полную катушку развернуть весь свой “благородный” и нерастраченный пыл и негодование проправительственного газетчика, лишенного права свое суждение иметь. Точнее, у него есть лишь одно право: думать и писать лишь в русле инструкций, постановлений и указаний своего могущественного хозяина, олицетворяющего исполнительную власть Кыргызстана. Точно так же этот автор хорошо знает о том, что остальные ветви власти — законодательная и судебная — находятся под полным контролем исполнительной (или президентской) и что по этой причине можно смело воевать на ее стороне.
Слегка пародируя самого Марченко, можно о нем самом сказать, что он, подобно многим журналистам “свободного и независимого Кыргызстана”, которые в силу разных причин оказались под колпаком правительства, живут, думают и творят в строго одномерном мире. Возможно, он и в самом деле полагает и даже уверен в том, что именно такое подконтрольное положение вещей (когда, извините, журналист стоит на карачках, все время заглядывая в глаза и в рот своим хозяевам, прося подачек и ободрения и больше всего на свете опасаясь, что их собственные мысли выйдут за строгие рамки дозволенного) является вполне нормальным явлением. Естественно, газетчик, низведенный до такого состояния, должен каким–то соответствующим образом реализовывать свои способности и таланты, в том числе и страсть к разоблачению, гневной критике. Стоит ли после этого удивляться, что именно немногочисленная независимая пресса и журналисты Кыргызстана, которые публично в своих статьях выражают несогласие с подобным позорным положением вещей, являются объектами нападок. Тем более что здесь замешан и ярко выраженный материальный интерес, поскольку Кыргызстан является авторитарным государством и пишущая братия в этой республике может жить комфортно и безбедно лишь тогда, когда она низведена до ранга проправительственного подпевалы и вестника.
Все это прописные истины, и они слишком хорошо известны всему журналистскому корпусу “Слова Кыргызстана” — одной из ведущих и старейших русскоязычных газет республики, которая в последние годы, можно сказать, специализируется на гневных обвинениях независимых журналистов и лидеров оппозиции в экстремизме, подстрекательстве, трайбализме и так далее.
Если не брать в расчет некоторые мелочи вроде стиля изложения, лирических отступлений и права журналиста на собственную, порой субъективную, оценку тех или иных событий, в том числе и права на ошибку — как известно, именно по поводу этих деталей особенно рьяно изгаляются проправительственные журналисты, — принципиальным остается лишь вопрос свободы слова. И говорить о том, что наше общество все еще не готово к восприятию тех ценностей и норм, которые уже давным–давно обкатаны в развитых странах демократии и что “просто опасно требовать от переходной системы полного и немедленного осуществления всего этого”, по меньшей мере, исторически безответственно и даже преступно.
Напомним читателям, что, как была вынуждена признать даже Госкомиссия по расследованию аксыйских событий, работавшая сразу же после трагедии (не говоря уже о серии других более объективных и независимых комиссий), именно необъективное и предвзятое истолкование журналистами из правительственных газет, радио и телевидения тревожных фактов в Аксыйском районе и на юге Кыргызстана и в стране в целом накануне трагедии явилось одной из причин этого социального взрыва и кровопролития.
И если данный конфликт каким–то чудом не перерос в гражданскую войну, то в этом огромная заслуга прежде всего самого героического аксыйского народа, проявившего толерантность и выдержку, а также лидеров оппозиции, независимых политиков Кыргызстана, независимых СМИ. В том числе и политиков из стана президента КР, и отдельных руководителей правоохранительных органов, которые, несмотря на сильные авторитарные тенденции в обществе, понимают, что в стране творятся неладные вещи, и прямо или косвенно стремятся к сглаживанию всей трагической остроты проблемы. Именно благодаря им конфликтная ситуация в Кыргызстане оставалась все это долгое время более или менее регулируемой.
Однако вопрос так и не был решен принципиально, как не были наказаны до сих пор подлинные виновники аксыйской трагедии. И как сказал недавно на общественных слушаниях в парламенте глава Совета безопасности Мисир Ашыркулов, этого не произойдет, пока существует нынешняя власть. Еще раз оговоримся, что журналисты из проправительственных изданий также несут ответственность за эти события. А впрочем, с точки зрения основателей демократических ценностей, в свободном обществе государственные или подконтрольные СМИ могут быть лишь только зеркалом, в котором отражается лишь то, что угодно одной из ветвей власти, гипертрофированной до явно авторитарных пределов.
Так Что это вы, братья журналисты из подконтрольных СМИ, живете в прошлом, а не народ наш, задыхающийся в этих рамках, давным–давно переросший их. Это вы ради сиюминутных выгод ратуете за то, чтобы общество наше навеки застряло в этом переходном периоде, придумывая оправдания подчас самым варварским по отношению к народу действиям своих патронов. Подобный антинародный склад мыслей и есть экстремизм в чистом виде. Не народ, а власть нуждается в наморднике, чтобы можно было контролировать ее действия. И самый действенный и апробированный в мире метод контроля власти народом — это реальное разделение властей на три составляющие, существование независимых СМИ и полный запрет на деятельность проправительственной и государственной прессы и телевидения. Пожалуй, это один из самых главных уроков аксыйской трагедии, который наши отсталые властные структуры никак не хотят понять, желая законсервировать наше сознание и жизнь в прошлом, нанимая для воспевания и увековечивания этих своих жизненных целей и принципов подконтрольную прессу и журналистов.
И Марченко, конечно же, хорошо знает о том, что происходит в стране, ведь мы с ним работали вместе еще на заре нашей независимости в далекие 90–е годы в газете “Вестник времени”, в которую был трансформирован партийный журнал “Коммунист Киргизстана”. Затем “Вестник времени” стал парламентской газетой “Свободные горы”, закрытой накануне разгона легендарного парламента. В то время уже Марченко не было в редакции, он обрел свою надежную гавань в лоне правительственной прессы, и можно только восхищаться мудростью и дальновидностью моего старшего коллеги. Впрочем, в Кыргызстане этим вряд ли кого–нибудь удивишь. В такой ситуации даже талантливый журналист может стать продажным и взять беспрекословно сторону победившего, пусть это идет вразрез с глубинными интересами общества. С какой стати в таком случае серая посредственность будет защищать интересы народа, демократии и даже идти на баррикады? Она тоже, вполне естественно, будет в авангарде борьбы с инакомыслием и свободомыслием. Главное — чтобы подкармливали за этот труд и давали жить и дальше в одномерном и гладком мирке раковины, где все уже предопределено, надежно укрывшись от внешних бурь и потрясений, высовываясь наружу только для того, чтобы похулить плавающих в вольных водах и просторах.
Замир Осоров.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/6374/