Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
18 декабря 2014 | ОБЩЕСТВО |
Сохранение духовности и нравственностиДля начала несколько цитат. Цитата первая: “Мы выражаем свою твердую уверенность в том, что, обеспечив активное, свободное и конструктивное участие каждого кыргызстанца в прогрессе, мы преодолеем все трудности и преграды, используем все наши сравнительные преимущества, чтобы превратить Кыргызстан в процессе его сбалансированного развития в процветающее, демократическое государство”. (А. Акаев, из Обращения Национального совета по комплексной основе развития. Май 2001 г.) Цитата вторая: “Я твердо намерен провести реформы, необходимые для превращения Кыргызстана в независимое и успешное государство с высоким качеством жизни”. (К. Бакиев, из выступления на заседании Жогорку Кенеша КР. Сентябрь 2009 г.) Цитата третья: “Уверен, мы добьемся укрепления единства народа Кыргызстана, и это будет залогом его лучшего будущего. Вместе мы построим новый, сильный Кыргызстан с устойчивой политической системой, динамично развивающейся экономикой и стабильно растущими доходами населения”. (А. Атамбаев “Вместе мы можем!”, “Вечерний Бишкек”, 7 июня 2013 г.) Свежо предание При желании число подобных цитат можно без труда многократно увеличить. Политики и государственные чиновники, имена которых у всех на слуху, не скупятся на широковещательные заявления о том, что Кыргызстан станет сильным и процветающим государством. Единственный недостаток — никто не говорит, когда, а главное, за счет чего и каким образом это произойдет. К сожалению, вопреки всем этим щедрым посулам, все годы независимости наблюдается ухудшение платежного баланса во внешней торговле, крайне непродуктивное использование природных ресурсов страны, неэффективное распределение и расходование бюджетных средств, отсутствие четко работающего государственного механизма повышения жизненного уровня населения, решения важных социальных проблем, в том числе и жилищной. Не забудем при этом постоянно растущий внешний долг, несмотря на периодические списания части его добрыми кредиторами. Скажите на милость, как рассчитывают лидеры нации строить сильное, успешное и процветающее государство при сложившейся поразительно бесхозяйственной системе использования одного из основных природных богатств республики — поливной пашни, пастбищ и сенокосов, кормовых и лесных угодий? Нельзя не учитывать и такой весьма немаловажный фактор, как перманентные экономические, политические, социальные потрясения, природные катаклизмы, происходящие в окружающем нас мире. Многочисленные конфликты, в том числе и вооруженные, хотя напрямую и не затрагивают нас, тем не менее отражаются на нашем моральном и социальном благополучии. Утрата достоинства Главное богатство страны, главная движущая сила всех проводимых реформ — люди. Судя по выступлениям в СМИ и с высоких трибун политиков, общественных деятелей, журналистов, к одному из худших результатов демократических и рыночных реформ многие из них относят распад морали. Думаю, вряд ли кто отважится спорить с тем, что за постсоветский период в нашем обществе произошло беспрецедентное падение морально-нравственных устоев. Не секрет и то, что с обретением страной независимости государство де-юре и де-факто сложило с себя обязанности морально-нравственного “блюстителя и наставника”. Другие же общественные институты и многочисленные неправительственные организации не были готовы и не смогли взять на себя эту роль. Как чаще всего бывает в эпохи кардинальных перемен, преуспевающими и удачливыми обладателями лучших мест на гребне успеха оказываются, по большей части, люди, освободившие себя от морально-нравственных и этических норм и принятых в обществе правил поведения. Сегодня у нас развелось большое число граждан, кто не считает аморальным и преступным вымогать взятки, грабить, насиловать, унижать слабых, немощных, старых, распространять и подсаживать на наркотики неокрепшую умом и духом молодежь, не просто вступать в однополые интимные связи, но и агрессивно афишировать это, навязывая принципы аморализма и духовной распущенности обществу. Нередко с тревогой и горечью думаю, неужели это и про нас говорил русский социолог Питирим Сорокин в первой половине прошлого века: “Общество, состоящее из прожженных мошенников или идиотов, несмотря на все реформы, будет мошенничать и останется духовно бесплодным, пока его члены будут обладать указанными свойствами”. Думаю, говорю, делаю Отказ от социалистических идеалов, осмеяние и оболгание их политиканами и конъюнктурщиками от обществоведения привели к тому, что многие люди, особенно из молодежи, подрастеряли реальные ориентиры, стали принимать наносное, второстепенное, сиюминутное за главное и вечное. Всеобщей растерянности способствует и отсутствие ясных и понятных целей: куда двигаться, что впереди? Происходит деструктивная переоценка ценностей, разрушение традиционных духовных канонов, на смену которым приходит несоответствие между “думаю, говорю, делаю”. Думаю одно, говорю совсем другое, делаю нечто противоположное и тому и другому. Общество переступило ту грань, за которой последовало нарушение считавшегося десятилетиями нормального хода жизни, перерождение ее привычного уклада, смена устоявшейся в сознании людей системы ценностей. Краткосрочные интересы, сиюминутные личные выгоды взяли верх над долгосрочными целями возрождения и развития республики, воскрешения общества. Боюсь, мы еще не до конца осознали предупреждение Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: “Общество, упразднившее в себе потребность благородных мыслей и чувств, бессильно, дрябло, инертно; оно постепенно разлагающийся труп — и ничего больше”. И есть серьезные опасения, как бы понимание этого не пришло слишком поздно. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/43325/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007