Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
28 августа 2014 | ОБЩЕСТВО |
Власть и бизнесС первых шагов рыночных реформ в Кыргызстане отношения власти и бизнеса были и остаются одной из главных болевых точек, отражая все недостатки и слабости общественной модели, которая у нас реализуется. Во времена правления Акаева власть и бизнес настолько тесно срослись друг с другом, что зачастую трудно было разобраться, то ли бизнес полностью контролируется государством, то ли государство находится целиком и полностью в подчинении у бизнеса. Цивилизованный мир окрестил подобную модель “свойским капитализмом” и четко обозначил его основные родовые черты — высокий уровень коррупции и неизбежную экономическую стагнацию. Эти два фактора в полной мере присущи Кыргызстану на протяжении всех лет независимости. Практика первых лет суверенитета республики показала, что борьба за раздел общенародной собственности менее всего стимулировалась стремлением к политическому влиянию. Главным мотивом и движителем этой борьбы была банальная жадность, не знающая удержу и рамок приличия алчность семьи первого президента и его ближайшего окружения, хватательные рефлексы оказались столь развитыми, что за сравнительно короткий срок они прибрали к рукам все высокодоходные, созданные другими бизнес-структуры. А то, что осталось вне поля их зрения, было прихвачено госчиновниками разного уровня, депутатами ЖК и местных кенешей. Все эти лица очень скоро конвертировали свои должности или депутатские мандаты в своеобразный капитал, сделали их высокодоходными синекурами. Бакиев пошел еще дальше, создав невиданную прежде для республики и всего пространства СНГ структуру — Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям, которое аккумулировало и самостоятельно распоряжалось внутренними и иностранными инвестициями, кредитами, гарантами, прочими заимствованиями и помощью. Главой же пресловутого ЦАРИИ президент назначил своего сына. Чем закончился этот эксперимент — хорошо известно. После изгнания клана Бакиевых из республики крупный бизнес, чтобы не потерять своего влияния, начал целенаправленно делегировать своих представителей в публичную политику. Наиболее подходящим местом для этого оказался Жогорку Кенеш. Щедро финансируя политические партии, имеющие наибольшие шансы пройти через сито парламентских выборов, многие предприниматели фактически купили места в парламенте. И едва ли не с первых дней стали лоббировать в Жогорку Кенеше свои частные интересы, переходя порой к острой конкуренции с исполнительной властью на политическом поле. Яркие примеры подобной конкуренции — отстранение от должности премьер-министров Бабанова и Сатыбалдиева. Серьезной бедой Кыргызстана и общества является то, что вслед за очередной “революцией” начинается ожесточенная подковерная борьба за передел сфер влияния. Скандалы, связанные с “АзияУниверсалБанком”, компанией MegaCom, наглядное тому подтверждение. Да и перманентная лихорадка вокруг главного золоторудного месторождения республики того же происхождения. Могу предположить, что не без участия бизнесменов, имеющих доступ к рычагам влияния в коридорах власти, торпедируются все обещания государственной поддержки предпринимателям малой и средней руки. Крепким бизнесменам конкуренция не нужна ни под каким предлогом. И мало им горя от того, что малый и средний бизнес годами топчется у нас на одном месте и некому поднимать в стране экономику и эффективно увеличивать ВВП. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/42661/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007