Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
5 декабря 2013 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Элечек — частичка душиСамобытной культуре кыргызов нужна поддержка нового поколения. Молодежь со своим креативным мышлением может сберечь наследие предков. Один из таких проектов организовала Айдай Асангулова. Вместе с единомышленниками она подготовила уникальную выставку “Кыргызский традиционный элечек”. Поддержку им оказал Фонд Кристенсена/ В экспозиции, которая открыта в Государственном историческом музее, представлено несколько видов кыргызского национального головного убора. — Проделана большая работа. Группа исследователей в течение девяти месяцев собирала сведения в Нарынской, Иссык-Кульской и Ошской областях, а также выезжала в Мургабский район Таджикистана, где живут этнические кыргызы, — рассказывает директор музея Анаркуль Исиралиева. — Несмотря на скудность материала, исследователи собрали очень ценную информацию, опросив более 40 пожилых женщин, сохранивших традиции от своих бабушек. Цель нашей выставки заключается в сохранении преемственности. Все мы знаем, что такое элечек, но не знаем всех тонкостей, как его использовали. На открытии выставки иссык-кульские мастерицы Сонункан Байтемирова и Жумакан Бектенова провели мастер-класс, как правильно надевать элечек. В качестве модели выступили Айдай Асангулова с командой. Бабушки продемонстрировали способ оборачивания элечека, характерный для женщин Тонского района племени бугу. — Конечно, в наше время носить элечек неудобно, — делится впечатлениями одна из участниц проекта Нуржахан Асылбашева. — Но в свое время он был незаменим для кыргызских женщин, оберегал их от холода и зноя. По нему можно было узнать о статусе его обладательницы. Впервые девушка надевала элечек, когда ее отправляли в дом мужа. Будучи замужней, она уже не могла покидать жилье без головного убора. Выставка открыта до 12 декабря. Мнение Тынчтык ЧОРОТЕГИН, профессор, председатель Фонда исторического и культурного наследия народа Кыргызстана “Мурас” — Это первая выставка, в которой представлены столь уникальные экспонаты. В проекте задействованы этнографы из разных уголков нашей республики. Ими собран уникальный материал, который пополнит фонд музея. В эпоху глобализации, в которой мы живем, особенно важно сохранить историю и культуру кыргызов как этноса. В последнее время наша молодежь стала придерживаться традиций, более характерных для арабской культуры, в том числе и в выборе одежды. Элечек для кыргызов не просто атрибут гардероба. Это своего рода частичка души народа, ведь с ним связана наша история. Хотелось бы, чтобы новое поколение изучало родные традиции и берегло их. Cтежок истории В прошлом головной убор играл важную роль. По нему, к примеру, можно было определить племенную принадлежность женщины. Элечек состоит из небольшой шапочки чач кеп или кеп такыя с полоской ткани, прикрывающей косы с затылка, сала гоймо. Под подбородок подвязывается отдельный лоскут ткани — ээк алчыч или ээк алмай. Многометровая “накрутка” в виде тюрбана — ором. От срока замужества и статуса женщины зависел и расход ткани на элечек. Поверх него набрасывают большой платок: на севере он называется жызым или жыган, а на юге — дурия жолук. Лучше всех “сооружают” элечек в южных регионах страны. Там женщины до сих пор на различные торжества надевают традиционный головной убор. Тюбетейка — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская легкая шапка — получила название от тюркского слова “тобе-тюбе”, означающего “верх”, “вершину.” Тюбетейка является национальным головным убором среднеазиатских народов, ее также носят в Афганистане, Иране, Турции, Синьцзяне, татары Поволжья и башкиры. Изготавливают тюбетейки из тканых материалов, в том числе из бархата, украшают шелковой вышивкой, а также золотой и серебряной канителью. Справиться с такой работой могут только женщины, обладающие острым зрением и усидчивостью. Эволюция тюбетейки прослеживается с древнейших времен. В Самарканде в первой половине XVI века девушки и молодые женщины отдавали предпочтение небольшим круглым простеганным тюбетейкам с черным бархатным околышем. Были распространены также маленькие, прилегающие к голове шапочки, иногда имевшие меховой околыш. В XVII столетии женщины в Бухаре носили маленькие шапочки стрельчатой или куполообразной формы, украшенные камушками или вышивкой на тулье. Такая шапочка надевалась высоко на лоб, а по венцу украшалась жемчугом. На затылочной части прикреплялся эгрет из длинных перьев. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские (в том числе для мальчиков, девочек, грудных детей), для стариков. Женщины пожилого возраста тюбетеек уже не носили. Канитель в удовольствие На днях в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана состоялся традиционный Республиканский смотр-конкурс тюбетеек “Тюбетейка моя, вышита златом она”. В рамках форума была организована выставка-продажа “Тюбетейки Узбекистана”, где посетители воочию наблюдали за рождением узбекских тюбетеек в умелых руках мастериц. А прибыли они из всех областей республики. Так, ярмарка заняла все два этажа центрального выставочного зала. Были представлены мужские, женские и детские тюбетейки, отличающиеся разнообразием форм: островерхие, полусферические, конусообразные, круглые и четырехгранные. Наряду с современными изделиями экспозиция включала и образцы уникальных старинных тюбетеек. Узбекские тюбетейки заслуженно пользуются широкой известностью не только в пределах Узбекистана, но и во всем мире, утверждают искусствоведы. Созданные искусными руками мастериц тюбетейки украшают экспозиции многих музеев. Фото Владимира ВОРОНИНА. Надежда ПОПОВА. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/40924/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007