Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
22 ноября 2013 | КОРРУПЦИЯ |
Зло планетарного масштабаНаверное, не многие знают, что мировое сообщество отмечает 9 декабря как Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, а с 2004-го Генеральная ассамблея ООН официально провозгласила 9 декабря Международным днем борьбы с коррупцией. В резолюции отмечается, что целью его введения является углубление понимания проблемы коррупции и роли конвенции в борьбе с ней. Таким образом ООН признала, что проблема коррупции существует во всем мире, она обрела транснациональный характер. Доказательством служит и то, что за неполные 10 лет к конвенции присоединились 158 государств из 198 членов ООН. В том же декабре 2003 года Кыргызстан, первым из стран СНГ, подписал ее, а в 2005-м Жогорку Кенеш ратифицировал это присоединение. В документе, в частности, говорится: “Коррупция как явление в современном обществе представляет собой правонарушения, совершаемые различными категориями служащих по корыстным мотивам. Подобные действия лиц, наделенных большими полномочиями, наносят серьезный ущерб не только авторитету всех ветвей власти, но и правам и свободам человека и гражданина”. В условиях современного Кыргызстана, где коррупция не только носит системный характер, но и стала способом государственного управления, она резко сужает возможности получения иностранных инвестиций, тормозит экономический рост, препятствует устойчивому развитию. Этот смертельный социальный недуг, поразивший все эшелоны управления и едва ли не все сферы общества, сковывает страну политически, ослабляет ее экономически, губит на корню ростки демократии. Под натиском мздоимства и чистогана утрачены этические и морально-нравственные нормы, завещанные нам предками. Неизбежность конфликта Теория и практика убеждают в том, что основы коррупции заложены уже в системе государственного управления. Система эта устроена так, что неминуемо включает в себя конфликт интересов, а с ним возможность коррупционных проявлений. С одной стороны должностные лица, представляющие власть, обладающие правом разрешать и запрещать и оказывать определенные услуги, а с другой — граждане, нуждающиеся в разрешениях и услугах. В этой ситуации конфликт интересов неизбежен. Чтобы уменьшить негативные последствия подобных конфликтов, необходимо совершенствование системы административных процедур на антикоррупционных стандартах. И не в последнюю очередь в сфере оказания публичных услуг. Нужна полная ясность, какие услуги, предоставляемые органами государственной власти, местного самоуправления, а также подведомственными им учреждениями и организациями бесплатны, а какие платные, с точным указанием цен и тарифов. Существует устойчивое мнение, что для борьбы с коррупцией следует ужесточить спрос с коррупционеров и строгость наказания. Разумеется, общественность не может и не должна мириться с тем, что бюрократический произвол госчиновников, полное отсутствие прозрачности в распределении и использовании бюджетных средств, кредитов и зарубежной помощи, а также подотчетности органов госуправления перед обществом служат той благодатной почвой, на которой расцветает пышным цветом тотальная коррупция. В условиях полнейшей секретности и круговой поруки чиновничьей бюрократии бесполезное и безнадежное дело искать конкретных виновников в разбазаривании, расхищении, неэффективном использовании многомиллионных кредитов. Как ответить на вопрос, кто повинен в кабальном для республики заключении договора по освоению золоторудного месторождения Кумтор? Ответит ли кто-нибудь за криминальную распродажу земельных участков в парке им. Ататюрка или в других престижных районах Бишкека? Вопросов подобного рода масса. Однако и преувеличивать роль строгости наказания, считать ее панацеей я бы не спешил. Формула коррупции В отличие от физиков и математиков, которые дают законам и формулам собственные имена, человек, впервые выведший формулу коррупции, остался неизвестным. Что же касается формулы, то она такова: монополия государства плюс бюрократический произвол минус прозрачность и подотчетность минус честность и порядочность государственных чиновников. Исходя из данной формулы, несложно определить основные инструменты борьбы с этим живучим и непобедимым явлением. По оценке экспертов, к ним можно отнести четыре фактора. Первый — как минимум двухпартийная система, когда каждой партии выгодно в чем-то друг друга изобличать. Второй — свободная пресса, которая получает со стороны заинтересованных в этом слив изобличающей информации и доводит ее до широких слоев общества. Третий — развитое гражданское общество, добивающееся от власти прозрачности и подотчетности в использовании бюджетных средств и неотвратимого наказания за любые проявления мздоимства, злоупотребления властью и иных форм коррупции. Четвертый — воспитание в народе “нулевой терпимости” ко всем формам коррупции. Думается, последнее в условиях Кыргызстана особенно сложно. В сознании народных масс прочно сидит убеждение, что начальник на то и начальник, чтобы требовать от подчиненных бакшиш и получать мзду. Начальник же, не берущий взяток с нижестоящих и не дающий их вышестоящим, в сознании многих граждан, лох и недотепа, понапрасну занимающий руководящее кресло. Иностранные инвесторы подчас приходят в недоумение от явления, с которым они столкнулись в нашей республике и которое окрестили как “неэффективная коррупция”. Сплошь и рядом чиновники берут взятки, но зачастую ничего не делают, отделываясь обещаниями, а затем и вовсе исчезая. Происходит же это, как мне думается, не в последнюю очередь и от разветвленной системы дублирования в сфере госуправления. Запретителей и разрешителей, контролеров и крышевателей столько, что и не знаешь, кто из них настоящий, а кто липовый, кто имеет реальные рычаги влияния, а кто только делает вид. Еще один коррупционный парадокс Кыргызстана, отмечаемый экспертами МВФ и Всемирного банка. В большинстве стран по мере экономического роста снижается уровень коррупции, но вот у нас рост доходов ведет к увеличению взяток, особенно в силовых и карательных органах, при заключении госзаказов, в сфере образования и здравоохранения. Если новая власть в лице Алмазбека Атамбаева намерена действительно хоть как-то обуздать коррупцию, она должна начать с себя и своего ближайшего окружения. Когда Аскар Акаев говорил, что коррупция добралась до седьмого этажа “Белого дома”, он знал это со стопроцентной уверенностью. Знают это и зарубежные инвесторы. И знание это резко сужает возможности поступлений иностранных инвестиций, тормозит экономический рост, сдерживает устойчивое развитие как отдельных отраслей, так и страны в целом. Огромные внешние займы и международная помощь у нас неэффективны во многом оттого, что коррупция проникла во все структуры экономической и политической жизни. Все это не только провоцирует, но и порой играет роль детонатора разного рода социальных потрясений, в том числе и революций. Если у новой власти хватит воли и решимости по-настоящему приструнить высокопоставленных взяточников и мздоимцев, думаю, ей наконец-то удастся вернуть доверие граждан к государству. А вслед за этим начнется и постепенное выздоровление больного общества. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/40837/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007