Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
17 января 2013 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Поэт — явление неслучайноеНа днях с некоторым удивлением обнаружил, что с марта 2005 года по декабрь 2011-го я написал 11 рецензий на сборники стихотворений, поэм, переводов и палиндромонов известного бишкекского поэта Александра Никитенко. Обнаружилось же это благодаря его новой книге “Мостовая времен”, увидевшей свет в самые первые дни 2013 года. В ней автор обнародовал скрупулезно составленную личную библиографию за последние 40 лет. В солидном перечне — наименования 16 изданных ранее поэтических книг и 51 газетной или журнальной рецензии, статьи, заметки о его творчестве. Казалось бы, 11 статей, посвященных творениям моего собрата по газетному цеху и просто доброго и верного приятеля, достаточно весомый фактор, чтобы сказать все, ну или почти все о его творчестве и о том, что хотел выразить по этому поводу. И все же всякий раз, знакомясь с новой книгой Никитенко, не перестаю поражаться и восхищаться его поэтическим даром. Убежден: научиться писать стихи — дело, в общем-то, нехитрое. Можно сочинять гладкие рифмованные строки, усвоив ряд стихотворных приемов и научившись укладывать слова в заданный стихотворный размер. Ведь даже Владимир Маяковский в полемическом задоре призывал “делать стихи”, не дожидаясь, пока вдохновение “сойдет на голову поэта в виде гуся или страуса”. Однако уметь писать стихи, соблюдая размер и рифму (для этого существуют даже специальные словари), вовсе не означает быть поэтом. Чтобы быть поэтом, необходим особый дар, нужен талант. Здесь уместно вспомнить утверждение Александра Блока: “Кто такой поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно, он пишет стихами, потому что он поэт, потому что он приводит в гармонию слова и звуки…”. Стать поэтом случайно нельзя. Поэтом нужно родиться. Название нового сборника А. Никитенко очень точно отражает его суть и содержание. Под одной обложкой собраны стихотворения, написанные не просто в разные годы, но в периоды, которые характеризуют перемены как в становлении самого автора, так и в непредсказуемом течении времени. Новая книга служит своеобразной связующей нитью времен. Но есть у этого названия и иной смысл: к сожалению, бывает и так, что мостовая времен превращается в реку забвения, погребая под собой травы нашего детства, впрочем, как и нас самих. Открывает книгу стихотворение Viva voce (“Живым голосом” — лат.), написанное в июне прошлого года. Стихотворение в какой-то мере исповедальное, как бы подводящее пусть предварительные, но очень важные итоги. Похоже, многим настоящим поэтам свойственно с достижением определенного возрастного рубежа обращать свои потайные, гнездящиеся глубоко внутри мысли и чаяния к Творцу. Принял много меда я и яда. Боль свою и соль дала мне явь. Господи, мне ничего не надо, только не покинь и не оставь. Примерно в тех же летах, что сегодня Александр Никитенко, Давид Самойлов взывал: Когда уже надежды нет, И опостылел белый свет, И невозможно жить с людьми, О, Господи, подай любви. Будучи всего лишь на год с небольшим младше этих лет, Евгений Евтушенко написал “Молитву”: Помоги, Господь, все перебороть, звезд не прячь в окошке, подари, Господь, хлебушка ломоть — голубям на крошки. Много раньше свою “Молитву” высказал Булат Окуджава. Заканчивалась она словами: “Господи мой, Боже, зеленоглазый мой!” Пока Земля еще вертится, и это ей странно самой, пока ей еще хватает времени и огня, дай же ты всем понемногу… И не забудь про меня. Но вот ведь какая в нашем случае закавыка. Точно предвосхищая и предупреждая подобные сравнения, обладая даром провидца, наш поэт, полвека “отмудривший на лире”, высказал еще одно свое сокровенное: Но как сравненьями ни тенькай С фигурой славною любой, дай Бог остаться Никитенкой и пребывать самим собой. Думается, прошение, хотя и искреннее, выстраданное, все же излишнее. Оставаться и пребывать самим собой ему удается вполне. Во всяком случае все те немалые годы, что мы идем с ним рядом по жизни. Не открою секрета, если скажу что наступивший год — юбилейный для Александра. В апреле ему исполняется 65. Видимо, ностальгией по босоногому лебединовскому детству, бесшабашной молодости во многом объясняется то, что в сборник включены многие ранее написанные стихи, посвященные той поре. Я жил в бараках. Жили вы в бараках? Я — жил. Я вам свидетельствую: жил. И славу несдающегося в драках я в драках кулаками заслужил. О времени после распада Союза, последовавшим за этим суверенитетом Кыргызстана и периодом небывалой творческой активности и издания книг героя этих заметок сказано достаточно много различными рецензентами и исследователями творчества поэта. Именно эти соображения удерживают меня от более подробного анализа сборника “Мостовая времен”. Закончить же эти заметки считаю необходимым и важным признанием самого Александра, которое он обозначил как “Самоотзыв”: Высоким светом бытия я полню солнечную лиру, и вся поэзия моя жива доверчивостью к миру. Фото Владимира ВОРОНИНА. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/38947/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007