Распечатать: Шайтан-арба как суровая реальность жизни РаспечататьОставить комментарий: Шайтан-арба как суровая реальность жизни Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Шайтан-арба как суровая реальность жизни Посмотреть комментарии

13 декабря 2012

АВТОДРОМ

Шайтан-арба как суровая реальность жизни

    Цезарь умел делать несколько дел одновременно. Однако даже он смотрится лохом на фоне водителя маршрутки.

    Общие понятия

    В Бишкеке ходит городская легенда о некурящем маршруточнике, слушающем классику, а также блюз и соблюдающем ПДД. Однако сказка остается сказкой, действительность же носит крайне противоположный и жуткий характер. Поэтому “МСН” настоятельно рекомендует не читать этот материал людям со слабой психикой.

    Маршрутка, она же шансонваген, капсула смерти, шайтан-арба, — микроавтобус, предназначенный для перевозки основной массы безлошадных людей, а также студентов, школьников, и тех, кто надеется накопить на машину.

    Бусы в основном распространены в крупных городах Кыргызстана, где муниципальная власть, как говорится, состоит в доле и сговоре с маршруточными “паханами”. Характеризуются они малой или даже особо малой вместимостью и, разумеется, феноменальной набитостью, страшной опасностью быть укачанным, задохнуться угарным газом, рыгать от вечного шансона или просто перевернуться, когда водитель отдает сдачу.

    Водятлы

    Так называют тех, кто управляет маршрутками, ишача не только на себя, но и на сотни бишкекских бусиковских контор. Среди них существует своеобразная иерархия: одни гоняют на кошерных красавцах типа “стринта”, а другие на ушатанных “мерсах” и “фордах”. Однако и те и другие предпочитают слушать исключительно настроенное еще на автозаводе радио “Шансон”, курить в салоне, верещать по мобиле, а также фотографировать на нее другие угодившие в аварии бусы, чтобы показать потом коллегам, попутно получая за проезд и отсчитывая сдачу, нехило вгоняя в панику пассажиров.

    Особо отмороженные водятлы умудряются пересчитывать выручку двумя руками и рулить при этом пузом. Можно за час стать седым во время поездки на маршрутке и от того, что водятлы любят ставить перед собой портативный DVD для просмотра сериалов прямо во время движения.

    Гоняют они при этом с бешеной для перегруженных магистралей скоростью, но могут тормозить у каждого столба, чтобы подобрать очередную “селедку для своей бочки”. Водятел — это еще и жлоб, всячески пытающийся набить свой гроб на колесах до отказа людьми, несмотря на то, что лезть уже некуда, а напирающим в дверь новоявленным бишкекчанам из новостроек решительно наплевать, что при этом придется стоять на одной ноге и дышать не будет возможности от сдавливания ребер со всех боков. И причем в абсолютно переполненной маршрутке напирающая толпа орет: “Ну пройдите же, ведь там совсем свободно!”, “Продвиньтесь еще чуть-чуть” и т. д.

    Маршруточники, как правило, не особо придерживаются установленного графика движения. Также горе-шумахер может трепаться с водятлом едущего навстречу “скотовоза”, при этом оба останавливаются посреди дороги, вызывая лютую ненависть у водителей легковушек. А то, что из-за этого напрочь перекрывается движение, им абсолютно наплевать. На вопрос нетерпеливых пассажиров: “Долго еще стоять будем?” — водятел отвечает многоступенчатой тирадой. Причем  выражается он порой гораздо лучше, чем водит свой бус.

    Стиль вождения часто позволяет водятлам протискиваться даже там, где они не могут пройти по причине непоколебимости законов физики, либо за секунду до появления красного света светофора. Это порой экономит даже время. Ну и, разумеется, они постоянно попадают из-за этого в аварии со смертельным исходом, что сегодня очень любят показывать по зомбоящику. Особо ценятся водятлы, способные на 20-сантиметровом расстоянии до бампера следующего автомобиля разогнаться до 70—90 километров в час и остановиться на расстоянии сантиметра до столкновения. Именно такие в приступе плохого настроения и гробят всех пассажиров, направляя на железнодорожных переездах, как это случалось не раз, свою шайтан-арбу в поезд.

    Поведение на дороге

    Маршрутное такси — наиболее опасный участник дорожного движения, уступающий лишь стритрейсерам, учебным автомобилям и бабкам с тележками. Если два бусика из конкурирующих фирм встретятся на одном участке маршрута, между ними немедленно начинается соревнование, кто быстрее подберет пассажиров с этой улицы. Ставки нешуточные, так как ведомая маршрутка остается практически с носом. Когда два водятла, зло вцепившись в руль, устраивают натуральный стритрейсинг, страдают другие участники движения, не говоря уже о нервах пассажиров.

    При подъезде к “лежачему полицейскому” водятел либо не сбавляет скорость, либо, наоборот, разгоняется, тем самым заставляя пассажиров, сидящих на задних рядах, повторно нервно сглатывать еще не переварившиеся завтраки или обеды. Люди, конечно же, возмущаются, мол, не дрова везете. На это следует фраза: “Не нравится — езжай на автобусе или иди пешком!”

    А в случае аварии собравший перед собой “аварийный поезд” на пять машин водятел, не колеблясь ни минуты, пишет гаишникам в протоколе, что все четверо ехали задом в горку по правой полосе и “втерлись” ему в морду. По сравнению с таким поведением милая манера обладателей навороченных джипов вставать на аварийку у школ в любом месте на проезжей части, высаживая своих чад, — симпатичная причуда, не более.

    Прежде чем подрезать маршрутку, лучше сто раз подумать: хочу ли я что-то всем доказать ценой зада, бочины, зеркал и т. д. собственной машины? Другое дело, если маршрутка нарывается сама, а у тебя старенький “чих-пых” — тут уж и карты в руки: бей первым, Фредди!

    Рабочая лошадка

    Машина водятлов представляет собой гроб на колесах, некогда произведенный в Германии, не одну сотню раз в огне горевший, в воде тонувший, а также целовавший другие автомобили. Сиденья в ней могут располагаться как угодно с целью увеличения вместимости. Салон обклеен надписями типа “Кто хлопнет дверью, тот станет льготником”.

    Вместимость шайтан-арбы — понятие относительное. В среднем она колеблется в пределах 8—12 сидячих мест и 10—15 стоячих. При этом в салоне может висеть табличка “ГУБДД требует, чтобы количество трупов соответствовало количеству посадочных мест”, но еще ни один гаишник не лишил прав водятла за то, что у него в салоне пассажиры не сидят, а стоят.

    Альтернатива — гортранспорт

    Комфортной, безопасной и в большинстве случаев более дешевой альтернативой чудесному маршруточному транспорту являются автобусы и троллейбусы. Но большинство жителей столичных новостроек считают, что пользоваться ими не модно — “чисто реальные пацаны” на автобусах не ездят.

    И потом, городской пассажирский транспорт в городах Кыргызстана уже доведен до состояния неюзабельности. То есть в него нужно вложить кучу бабла, а вот бусики могут стоять во дворах частного сектора и ремонтироваться силами и за счет самих же водил.

    В общем, даже в Бишкеке, где общественный транспорт еще остался, у безлошадных горожан в ходу следующие аргументы — мол, лучше ехать в набитом “мерсе”, чем в переполненном автобусе или троллейбусе, которые ко всему еще и кишат ругачими старушками с тележками, едут медленно и не способны просочиться через пробку.

    В большинстве других городов страны, где из-за бедности бюджета и жадности городских чиновников автобусы окончательно вымерли, маршрутка является практически единственным видом общественного транспорта.

    

    История маршруток

    Самыми первыми маршрутками в Кыргызстане еще со времен СССР были микроавтобусы рижского завода РАФ. Транспортом они считались довольно престижным, ведь пусть и маршрутное, но все-таки такси, и проезд стоил целых 20 копеек. Для сравнения: в автобусе — 5 копеек, в троллейбусе — 4. В начале 90-х годов на маршрутах появились машины марки ТАРЗ (Токмакский авторемонтный завод), сработанные полукустарным способом из грузовиков. Эта пассажирская версия ГАЗ-53 предназначалась для коммерческой перевозки кыргызстанцев.

    При этом количество сидячих мест в автобусе варьировалось от 17 до 25. Многие помнят, что в местах колес сиденья не имели ножек и пассажиры тряслись в таких грузотакси, фактически сидя на полу. В некоторых таких маршрутках, следовавших на длинные дистанции или полностью заполнявшихся на старте, водятлы в проходы ставили табуретки.

    Когда появились первые “скотовозки” из Германии под маркой “Фольксваген”, от рождения имеющие открывающиеся окна и люки, но очень низкие потолки (стоять можно было только буквой “г”), токмакских переделок из грузовиков в 90-х годах было все еще море. Встречались и совсем экстремальные экземпляры с дверью-хлопушкой, которая постоянно щемила детям руки, и со всеми остальными прелестями — с газовым баллоном под пузом, чтобы, если что, не сильно мучиться, а всем сразу в ад.

    А потом умельцы наловчились переделывать в “лоховозки” полугрузовые “форды”, “мерсы”, “ивеко” — вырезали лючки, окна, ставили сиденья, обшивку, стлали линолеум на пол. Это, конечно, были уже не низкие “фольксы”, а вполне нормальные пассажирские “пепелацы”, в которых можно было спокойно стоять, выпрямившись в рост. А что будет с кузовом при боко-

    вом ударе — дырок нарезали, окна вклеили, а жесткость осталась на уровне грузового фургона, то есть под окна не рассчитанная, — никого тогда не волновало.

    Вместо послесловия

    Хоть маршрутка и имеет возможность объехать пробку по параллельной улице, тротуару или внутриквартальному проезду, скоростное ее преимущество часто оказывается вполне иллюзорным.

    Маршрутка — это тесное убожество, которое попадает в аварии с человеческими жертвами в разы чаще, чем работающие пусть и через одно место автобусы и троллейбусы, вместе взятые. При этом пипл хавает, бабло автобаронам капает, водятлам есть работа — так что все довольны.

    Следует отметить, что тенденция заменить их на автобусы все же имеется. Некогда это пытался сделать экс-мэр Бишкека Нариман Тюлеев. Закончил, правда, он плохо. Может, поэтому выпилить бусы под корень пока не спешит и нынешний градоначальник Иса Омуркулов. Поэтому бишкекчане, чтобы выйти на своей остановке, и продолжают сначала орать во все горло, потом пробираются через чьи-то ноги, руки, головы, а затем еще ювелирно захлопывают дверь, чтобы не выгрести тонны ненависти водятла.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/38699/


Распечатать: Шайтан-арба как суровая реальность жизни РаспечататьОставить комментарий: Шайтан-арба как суровая реальность жизни Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Шайтан-арба как суровая реальность жизни Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007