Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
9 декабря 2011 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
А главное все-таки — талант. О поэзии Александра НикитенкоА где, когда, На чем растут Хорошие стихи? Мих. Луконин Когда случается авиакатастрофа, первым делом пытаются найти “черный ящик”. Лишь на него надежда установить, разгадать причины случившегося. “Черный ящик” — так называется только что увидевший свет сборник, состоящий из стихотворений и “Книги молчания” Александра Никитенко. Название не случайно. Автор собрал под одной обложкой стихи, написанные в разные годы и даже эпохи, но которые полнее раскрывают его внутреннюю сущность, круг его переживаний и устремлений, его сокровенное “Я”. Эти стихи я бы отнес к разряду исповедальных. Что посеете, то обрящете. Я летел на свою звезду. Мои строчки — черные ящики. Когда рухну — в них к вам приду. В своих заметках о поэзии моего доброго приятеля и коллеги по газетному цеху не могу, да, по чести говоря, и не хочу быть объективным. К его творчеству у меня сугубо личностное, очень предвзятое отношение. А по-другому относиться к таланту, по-моему, нельзя. “Мы не врачи — мы боль”, — сказал когда-то о роли русских писателей Герцен. Многие стихи Никитенко порождены болью. За наш сегодняшний день и за нас самих, за наше беспамятство, за все то, что мы творим с природой, и за отношение к братьям нашим меньшим. И все-таки, поэзия, я твой, еще я не ушел с передовой. Всю боль, всю соль земли с тобой я знаю. Когда горит холодная заря и дышит осень, листьями соря, я ни на что тебя не променяю. Или более позднее признание: Мне все мои метания простятся — мечусь я, обо всем живом боля. А вот совсем недавнее: Всё, что душе страдать велит, я от себя не отфутболиваю. Когда душа моя болит, я ваши души обезболиваю. В “Черный ящик” включены отдельные стихотворения, помеченные еще 1965, 1968 годами. Но первая скромная книжечка стихов объемом всего три печатных листа вышла у Александра в 1979 году, когда ему исполнился 31 год. Всего же в бытность Союза было издано 5 его сборничков общим объемом 17 печатных листов. В книгоиздательствах республики соблюдалась строгая субординация и очередность. Политическая цензура не обращала внимания на такие мелочи, как талант и бесталанность, не учитывала, что стихотворцев было много, а вот поэтов — единицы. С распадом СССР место политической цензуры заняла не менее изощренная и привередливая цензура коммерческая. Еще в 1994 году Евгений Евтушенко писал: “Переполитизированность общества, переходящая в апатию, такова, что какой-нибудь новый великий русский поэт может на долгое время остаться или даже умереть незамеченным. Мы вступаем в эпоху, когда, может быть, наше поколение останется последним поколением профессиональных поэтов, живущих на эту профессию. Но чем непоэтичнее время, тем выше цена настоящей поэзии, тем необходимее среди музыки пошлых шлягеров и стадного политического скандирования “глагол времен — металла звон”. Убедительным доказательством, что Никитенко настоящий поэт, для меня служит его активная творческая работа даже в то время, когда, казалось, не было никакой возможности публиковаться и уж тем более издавать написанное. Он созидал, движимый золотым правилом: может многое помешать издавать написанное, но ничто не может помешать творить. Впору вслед за Маяковским повторить: Это время — трудновато для пера, но скажите вы, калеки и калекши, где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легше? Преимущество коммерческой цензуры перед политической уже в том, что встреча поэта с читателем теперь перестала зависеть от идеологической конъюнктурности и от бюрократического чинуши. Конечно, тут в дело вступают финансы, но это все же совсем иное. Последний в советскую эпоху и самый объемный (пять печатных листов) сборник стихов Никитенко вышел в 1991 г. А затем наступило долгое в 14 лет молчание. Лишь в 2005 г. он издал на свои средства книгу стихов и палиндромонов “Некто я” объемом 23 печатных листа. И за последующие 6 лет было выпущено 10 поэтических книг, включая нынешнюю, в том числе наиболее полная книга избранного “Пульсар” в 43 печатных листа. Однако суть не в их количестве и объеме. Суть в обаянии поэзии, которая скрывается не только в мысли, заложенной в стихах, но и в тонкости эпитетов, в неожиданных рифмах, в интонационных переливах, в самой музыке слова, наконец. Ветер выл и глухо дождь долдонил. Разомлев от света и огня, музыка, как птица из ладони, вырвалась на волю из меня. Стало хрестоматийным утверждение Некрасова: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. В еще не столь давние времена люди нашего с Александром поколения почитали за долг занимать гражданственную позицию. Увы, со сменой нравственных ориентиров боязнь впасть в ложную, пафосную гражданственность, презрение к псевдопатриотизму привели к отрицанию гражданственности вообще. Поэзии Никитенко гражданственность присуща естественным образом. Она является его природой, сутью, выстраданным мировоззрением. И как бы критик ни кусался, и как ни портил мне кровей, я славлю вечный дух гусарства болеть о родине своей. А еще “и выше жизни свою любовь к своей отчизне поэты ставили всегда”. Размышляя о творчестве Никитенко, хочу напомнить давнюю истину: настоящий поэт не может быть плохим человеком. Александр ни в стихах, ни в жизни не пытается выглядеть хорошим человеком. Он им является по своей сути. Разве способен плохой человек написать такие проникновенные строки: Бурлила радость как эпоха. Порой валила с ног тоска. Не брал я что лежало плохо, не рвал у ближнего куска. Умри людская злость и псовость! И пусть восторжествуют вновь вода и хлеб, и соль, и совесть. “И жизнь, и слезы, и любовь”. И разве не о том же самом говорят, скажем, такие строки: Лишь глаза я скошу из кабины как летят, пронимая до слез, эти красные гроздья рябины, эти желтые листья берез. Или вот эти: Сыро. Земля не просохла. Сердце изводят на нет берега ржавая охра, стылой воды фиолет. Единственное, что всякий раз огорчает — крайне ограниченные тиражи сборников Никитенко, выпускаемые самим поэтом по принципу “самиздата”. Уж ничего тут не поделаешь: коммерческая цензура устанавливает свои жесткие рамки. Закончить же размышления о поэзии Никитенко хотел бы тем, с чего начал. Тем более что включенные в книгу стихи завершаются именно этим: Когда Бог меня обрящет и вернет в родную тьму, жизнь моя — мой черный ящик — расшифруется ему. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/36588/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007