Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
11 ноября 2011 | ШЕРШЕ ЛЯ ФЕМИДА |
Воля и судебная доляСколько копий было сломано вокруг перетряхивания состава Верховного суда и Конституционной палаты. Но пришло время выборов, и о проблемах Фемиды в стране все в одночасье забыли. Будто и не было пикетов, нападок на кандидатуры слуг закона, скандалов и разоблачений. Идет ли судебная реформа сейчас? Куда подевалась шумиха вокруг процесса и не ведутся ли подковерные интриги? Об этом мы спросили у гендиректора Национальной юридической корпорации, председателя Совета по отбору судей КР Шамарала Майчиева. — На каком этапе ныне судебная реформа? — Я возглавляю только Совет по отбору судей, а существует еще Совет судей, администрация президента, Жогорку Кенеш, экспертные сообщества и заинтересованная в реформах общественность страны. Потому буду говорить только в пределах своей компетенции, о работе структуры, которую возглавляю. Сегодня действительно существует реальная возможность провести долгожданные изменения и навести порядок в судебных органах. Сужу по тому, как произошло формирование Совета по отбору судей, куда входят 24 человека. По восемь от оппозиционных партий, фракций парламентского большинства, представители президента и общественных организаций. Принцип такой структуры породил большую степень прозрачности. Все заседания Совета проходят открыто, каждое выступление и голосование по кандидатам протоколируются, ведется аудио- и видеозапись. Потому ошибки, манипуляции, сведение личных счетов полностью исключены. — Как работает столь разношерстная команда? Можно ли вообще назвать Совет командой? — Работаем составом, который есть, выбора не остается. Провели большую работу. Всего кандидатами в члены Верховного суда (на 34 места) изъявили желание стать 114 человек. Путем двухэтапного рейтингового голосования мы сократили это число до 70, а потом из них отсеяли еще 29 претендентов. — Какова картина на сегодняшний день и почему процесс так затянулся? — Мы подали список кандидатов на утверждение президенту. 14 из них она приняла, 15 возвратила, сочтя их недостойными. Еще сложнее ситуация с отбором судей в Конституционную палату — 11 мест. Было подано 24 заявки. Мы отобрали половину. Президент сократила количество до 5, а в ходе голосования Жогорку Кенеша отсеялись еще трое. Остались всего 2 человека. Мы понимаем, что это временные трудности, связанные с чрезмерными амбициями, некомпетентностью и предвзятостью отдельных лиц. Со временем все образуется и войдет в норму. Но предстоит решить массу проблем и вопросов. Мы уже направили официальный запрос в парламент и аппарат президента о том, как освобождать от занимаемых должностей судей Верховного суда, назначенных пожизненно. Пока ни одна из ветвей власти не дает конкретного ответа. Не разработаны и механизмы заполнения вакантных мест в Верховном суде, принципы формирования Конституционной палаты. Не говоря уже о том, что никто не хочет решать наши финансовые вопросы. — О деньгах подробнее. — Судебный департамент отказывается оплачивать расходы Совета по отбору судей, заявляя, что эти траты не предусмотрены в бюджете. Мы обратились к президенту, в Жогорку Кенеш и правительство. Лишь Роза Отунбаева выделила нам 500 тысяч сомов, больше не смогли найти для поддержки совета. Но даже выделенные полмиллиона не перечисляют из-за несогласия Минфина. Вот и получается: все говорят о необходимости судебной реформы, но никто не хочет дать на нее деньги. — Есть ли выход? — Надо решить этот вопрос в любом случае. Как сказал депутат Омурбек Текебаев, находятся же каким-то образом миллионы сомов на проведение юбилеев и тоев. Неужели страна не найдет средств на столь важное дело? — Не кажется вам, что волокита специально организована теми, кто не желает кардинального обновления судебной системы? — Конечно, это так. Виноваты не только судьи, которые не хотят лишаться своих мест. Многие политики также были заинтересованы в затягивании процесса накануне президентских выборов. Они опасались, что в результате реформ на должности судей — местных и верховных — придут новые незнакомые люди, что вызовет дестабилизацию в стране. Теперь, когда президентские выборы, можно сказать, состоялись, необходимо форсировать процесс. Есть надежда, что созданная рабочая группа усилит взаимодействие между аппаратом президента, премьера, Жогорку Кенешем, гражданским сектором и Советом. Иначе каждая из сторон так и будет проводить свою политику, а это не даст эффекта в продвижении судебной реформы. — В прессе много писалось, что при Совете была создана Общественная приемная, куда может позвонить каждый и пожаловаться на того или иного судью. Насколько эффективна работа этой структуры? — Мы не являемся органом, выносящим конкретные решения по той или иной жалобе. Для этого существуют суды, которые должны разбираться с заявлениями. Тем не менее мы создали Общественную приемную, которая фиксирует и протоколирует отклики населения. К нам пришло более 700 жалоб и материалов, члены Совета по отбору судей при рассмотрении той или иной кандидатуры принимают эти документы во внимание. Предстоит немалая работа по обновлению всего судебного корпуса страны. Будем делать все, что в наших силах, чтобы служители Фемиды стали более честными, человечными, профессиональными, способствовали внедрению современных стандартов качества судебной услуги. В конце концов судьи обязаны обеспечивать строгое соблюдение законности, состоять на службе у народа, а не использоваться в интересах власти. Успех реформ в решающей степени зависит от умения находить компромиссы Жогорку Кенешем, президентом и членами правительства. В общем, нужна твердая воля всех ветвей власти и общества. И тогда в стране начнется медленный процесс воссоздания справедливой и четко работающей судебной системы. Замир ОСОРОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/36408/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007